Человек труда
В этом году отмечают 50-летний юбилей не только Степногорск, но и многие предприятия, зародившиеся в год основания города. Одно из таких — Степногорская железная дорога в лице ТОО «Степногорск Темир жолы» (СТЖ). Спустя полвека в «СТЖ» трудятся немало тех, кто посвятил свою жизнь нелегкому труду железнодорожников. Среди них и нынешний директор Александр Лазько, отдавший железной дороге без малого тридцать лет.
В феврале будущего года исполнится 29 лет с тех пор, как безусым юнцом, не имея специальности, тем более железнодорожной, Александр Лазько пришел на это предприятие. Его приняли простым слесарем четвертого разряда по ремонту ходовой части подвижного состава. Упорный и трудолюбивый паренек быстро пошел в гору, заблаговременно сдавал на разряды, в самом начале девяностых стал бригадиром, в 2001-м — мастером по ремонту электропоездов, а в 2005 уже опытному специалисту, знающему всю подноготную дела, доверили руководить депо, спустя два года назначили главным инженером.
Именно 1991 год для Степногорской железной дороги стал дважды переломным. В первой половине того памятного года было расширено здание для электропоездов, появилась дополнительная ремонтная база, во второй—настало совершенно другое время, связанное с переходом к рыночной экономике. Сейчас тот период упоминается не иначе, как «лихие 90-е». К слову, их наш герой пережил достойно, честно трудясь на благо родной «железки». Но обо всем по порядку…
«В нашем ведении и электропоезда, и вагоны, и тепловозы, да сто километров железной дороги, — говорит Александр Александрович. — В наличии пять электропоездов, шесть тепловозов. «СТЖ» оказывает одиннадцать видов услуг, включая предоставление путей для маневровых работ, коммерческий осмотр вагонов, пассажирские перевозки, ремонт, взвешивание вагонов, услуги локомотивной тяги, деповского ремонта подвижного состава, охрана вагонов, перевозка грузов и другие».
На данный момент произошел спад грузовых перевозок. Связано это с закрытием шахты в поселке Шантобе, остановились перевозки по узкой колее. Но финансовая ситуация текущего года ничем не угрожает предприятию — оно в прибыли. А год с небольшим назад, в июне 2013-го, когда Александр Лазько принял хозяйство в свои руки, его убытки исчислялись двумя сотнями миллионов тенге. За это время новому руководителю удалось не только погасить убытки, рассчитаться по долгам, но и по итогам третьего квартала текущего года получить 51 миллион тенге прибыли. Как за столь короткий промежуток времени выправилось, мягко говоря, незавидное положение? Тяжело, днем и ночью Александр Александрович, заручившись поддержкой коллектива, искал пути выхода из кризиса. Предприятие не упускало ни одного законного способа зарабатывания средств к существованию. Сдача в аренду тепловозов плюс прием на ответственное хранение вагонов — равно дополнительная прибыль. Постепенно грузооборот стал увеличиваться, пошли уголь, золотоносная руда из шахт «СГХК».
«Если в летние месяцы текущего года работал всего один тепловоз, да и то не в полную смену, то сейчас постоянно задействованы два локомотива, — поясняет руководитель. — Три тепловоза вместе с локомотивными бригадами оказывают услуги предприятию «Жамбыл-цемент», так что прибыль идет». Конечно, не только финансовые проблемы пришлось решать Александру Лазько после назначения на должность директора. Он понимал, что без дисциплины в современном рыночном мире не может существовать ни одно предприятие, а уж в железнодорожной отрасли — тем более. Взялся за порядок и дисциплину, собственным примером показывая, как нужно работать, полностью отдаваться делу. Коллектив своего руководителя понял правильно и поддержал.
«Сейчас везде безупречный порядок, — говорит он. — Я добился всего, чего хотел, в том числе улучшил соцпакет. В течение года в коллективный договор внесены дополнительные пункты, позволяющие работникам чувствовать себя более защищенными. Материальная помощь в размере 50 тысяч тенге выделяется любому члену коллектива в случае свадьбы, молодые родители могут рассчитывать на пособие при рождении ребенка, часть оплаты за отдых в санаториях тоже берет на себя предприятие».
Не бахвальство, но Александр Александрович за короткое время отремонтировал производственные здания, подсобные помещения. На все это было затрачено порядка 30 миллионов тенге, которые изначально не были даже заложены в бюджете. Зарплата стабильно выплачивается, слесарям начисляется до 90 тысяч тенге, в зависимости от квалификации — и того больше. До десятого числа каждого месяца, следующего за расчетным, деньги перечисляются. Стимул для безупречной работы — премии, введенные умелым руководителем Лазько.
«Не могу сказать, когда было сложнее — тогдашнему слесарю-ремонтнику или теперешнему руководителю, — размышляет Александр Александрович. — В советское время ведь все казалось простым и понятным, но рыночные отношения изменили привычный ход мыслей и забот многих руководителей предприятий. Особенно, когда получишь в «наследство» убыточное хозяйство. Бывает, что ночами не спишь, думаешь, прокручиваешь в голове наиболее выгодные варианты. Для меня сейчас выходные на работе — обыденное дело. Но я не ропщу, поскольку занимаюсь любимым делом. Вместе с «СТЖ» пережил сложные времена девяностых годов прошлого столетия, когда одни покидали насиженные места в поисках лучшей доли, другие бежали в частные структуры, третьи подались в торговлю. При этом ни на минуту не усомнился, что нахожусь там, где и должен, что стал настоящим железнодорожником».
А текучка кадров, по словам Александра Александровича, была — сейчас представить трудно. Через его бригадирские руки в те годы прошла не одна сотня слесарей. Человек приходил, учился, немного работал и уходил. Смешно сказать, но зарплату на каждом предприятии выдавали в «собственной валюте». То есть буквально нарезали карточки, на которые ставилась печать предприятия, подпись руководителя.
«Самодельные «деньги» на «СПЗ», например, в шутку называли от фамилии руководителя «томиловками», — смеется он. -У нас был тогда руководителем Лучина, соответственно — «лучинками». Удивительно, но на эти бумажки в местных магазинах отпускали товары. Работали также бартером. Утром вагоны подали, вечером полтонны сливочного масла получили…».
Сам из рабочих Александр Лазько постарался создать все условия для тех же слесарей, простых машинистов. Если нужно, он меняет костюм на робу и идет крутить гайки в ремонтный цех, не видя в этом ничего зазорного. Неудивительно, что такого руководителя уважает и ценит весь без исключения коллектив.
Сегодня, отмерив в «СТЖ» без малого тридцать лет, Александр Александрович с удовольствием узнает себя в тех молодых ребятах, которые приходят устраиваться на работу. Молодежи он старается помогать и словом, и делом, понимая, что именно они — будущее предприятия. «Экзаменует» каждого претендента лично и безошибочно определяет, кто потянет эту сложную работу.
У Александра Лазько большие планы, неразрывно связанные с любимым делом, родным предприятием. Прежде всего, предстоит расширить сферу услуг, укрепить материально-техническую базу, чтобы «СТЖ», а вместе с ним и люди, развивались и богатели.
Алексей ЧАЙКА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
г. Степногорск.