Тарелки бывают разные

Актуально
Газеты и интернет пестрят предложениями от наших предпринимателей по продаже комплектов спутникового оборудования и подключению к услугам разных операторов: «Триколор», «НТВ+», «Радуга», «Телекарта» и других.
Что же здесь не так? Согласно статьи 24 Закона РК «О лицензировании» оказание услуг по организации телевизионного и (или) радиовещания на территории Республики Казахстан является лицензируемым видом деятельности. Именно поэтому казахстанские операторы телерадиовещания, независимо, государственные или коммерческие, обязаны получить разрешительные документы, регламентирующие деятельность на территории республики. В процессе своей деятельности казахстанские операторы создают новые рабочие места и пополняют государственную казну налоговыми отчислениями, тем самым вносят свой вклад в развитие нашей экономики и отечественного телевидения.

На сегодняшний день в РК на основании лицензий работают более ста операторов, в т.ч. как общереспубликанского уровня — «Алма ТВ», «Icon», Казтелерадио (OTAU TV), «Казахтелеком» (ID TV), так и регионального. К примеру, в нашей области действуют более 10 кабельных операторов, таких, как: ТОО «АЛМА-ТВ», ТОО «Кокше Телеспутник», ТОО «RT» и т.д.

Совсем иная ситуация складывается в связи с деятельностью зарубежных операторов вещания на территории Казахстана, и именно спутниковых. Бесспорно, запретить использование спутниковых антенн иностранных операторов технически невозможно, поскольку зона покрытия спутникового сигнала из космоса гораздо шире, чем наземные границы государств.

Но осуществлять предпринимательскую деятельность нужно в рамках правого поля той страны, где ты ведешь свой бизнес. Получается, одни операторы встают на учет, соблюдают требования законов: о рекламе, языках, телерадиовещании, технические регламенты, правила оказания услуг абонентам, а другие, ничем не утруждаясь, имеют тех же зрителей, что и первые. В итоге, не вкладывая и не неся никаких экономических затрат, в т.ч. налоговых отчислений в казахстанский бюджет, иностранные спутниковые операторы «снимают сливки» с казахстанского рынка телерадиовещания. По сути, это недобросовестная конкуренция по отношению к лицензированным операторам. По данным независимых экспертов, зарубежные операторы вещания получают, минуя казахстанский бюджет, миллиарды тенге ежегодно. А ведь эти денежные потоки могли бы пойти на развитие отечественного телевидения, оплату кадрового персонала в РК, и, безусловно, это налоги. Граждане Казахстана, использующие нелегитимные или, так называемые, «серые тарелки», практически изолированы от информационного пространства республики. Это связано с тем, что в телепакетах зарубежных операторов отсутствуют казахстанские телеканалы. Казахстанские операторы спутникового и кабельного вещания, в отличие от своих зарубежных коллег, транслируют как отечественные, так и иностранные телеканалы. Это требование Постановления Правительства РК от 28 декабря 2012 г., по которому все операторы телевещания на территории РК обязаны обеспечивать трансляцию 14 обязательных телеканалов. При этом технически они вполне могут включить в свои пакеты казахстанские телеканалы, но почему-то этого не делают. Как же произошло заполнение нашего рынка «серыми тарелками»? Неужели наши граждане так фанатичны в своем выборе?

После распада Советского Союза началось стирание информационных границ. Люди потянулись за информацией, и это совершенно понятно и нормально. Наши киоски заполонили иностранные газеты и журналы. То же самое произошло и на рынке телевидения. Стоит отметить, что в тот период казахстанские операторы не могли конкурировать с иностранными вещателями. Устаревший аналоговый стандарт вещания, который использовался со времен советской эпохи, не удовлетворял потребностей современного зрителя. Кроме того, качество аналогового вещания всегда оставляло желать лучшего. Да и к тому же количество телеканалов не превышало 3-5, особенно в районах и сельской местности. Дальше просто сработало правило: «спрос рождает предложение», и на казахстанский рынок хлынула волна «серых тарелок».

Оценочно в Акмолинской области более 100 тысяч абонентов «серых тарелок», и это не дает повода для оптимистичных прогнозов для рынка казахстанских операторов вещания. Хотя за последние годы активного развития отечественного вещания наши операторы все-таки потеснили «серых». Сегодня почти 600 000 абонентов у «Алма ТВ», 200 000 — «ID TV», 750 000 — «OTAU TV», 300 000 — «Icon плюс» — таков рынок региональных кабельщиков. Можно предположить, что 8 из 10 семей в нашей стране все-таки имеют полноценный доступ к широкому набору из минимум 14 казахстанских телеканалов благодаря деятельности казахстанских операторов.

Продажа на базарах «серых тарелок» не защищает интересы потребителей. Представьте, вы купили спутниковую антенну зарубежных операторов, и у вас возникли проблемы с оборудованием. Вы не сможете обратиться ни к кому, кроме как в представительство оператора на территории России, поскольку указанные операторы не имеют своих представительств в Казахстане. Также стоит отметить, что большинство иностранных операторов вещают в устаревшем стандарте DVB-S, вместо установленного в Казахстане стандарта DVB-S2. Происходит нарушение и рекламного законодательства, когда иностранными операторами вещается реклама запрещенных товаров и услуг. Не соблюдаются требования Закона РК «О языках», т.к. в меню и инструкциях по использованию оборудования иностранных операторов не предусмотрен казахский язык. Кроме того, согласно нормам Закона РК «О телерадиовещании», трансляция телеканалов, не прошедших постановку на государственный учет, на территории РК запрещена. Сегодня более 200 иностранных телерадиоканалов прошли процедуру регистрации на территории РК. Но при этом зарубежные операторы продолжают предоставлять нашим зрителям порядка 100 телеканалов, не прошедших процедуру постановки на учет в РК. И схема деятельности таких операторов очень удобная -не сами бегают по нашим селам, а через наших предпринимателей — своих агентов и дилеров, которые завозят, продают оборудование, ведут его монтаж, продают карты оплаты и принимают оплату другими способами.

В связи с вышеописанной ситуацией на рынке телевещания Казахстана на ум приходит крылатое выражение Наполеона Бонапарта: «Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Содержать иностранных операторов вещания или внести свой вклад в развитие казахстанского телевидения и пополнение налогов в госбюджет — какой выбор сделает наш отечественный телезритель?

Сакен КАЛКАМАНОВ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также