Золотой фонд области
Это было в далеком теперь уже 1998 году. 30 декабря, собрав нехитрый скарб, взяв двух своих махоньких дочек на руки, я уезжал из холодного, пережившего большую беду Кокшетау в другой город. Учитель напутствовал меня в дорогу кратко…
— Поезжай, чубчик, — сказал он тогда, а у самого в глазах тоска неизбывная… Пытался приободрить своего наставника: «Иван Петрович, я же буду наведываться в Кокшетау — куда ж я от вас денусь! Да и Петропавловск — это же практически за огородом…»
Но обратный путь в давно уже ставший родным для меня город растянулся на долгие-долгие годы. Были взлеты и падения, и в числе первых обо всех успехах моих и неудачах узнавал он. По сей день сопереживает. Через сердце свое пропускает радости и огорчения своего ученика (да и других бывших и сегодняшних подопечных, коих у него — великое множество). В наше немилосердное время — редкая черта…
.. .Декабрь 1993 года. Он зашел к нам в кабинет отдела сельского хозяйства областной газеты, в котором я совсем немного проработал, и сказал, как отрезал: «Значит так, хлопец, будешь теперь пахать под моим руководством в промотделе…». Признаться, новость эта совсем не обрадовала. Типичный гуманитарий, я в тайне мечтал о переводе в отдел культуры или, на худой конец, образования… Но пошла работа под его началом, и я сам не заметил, как экономика захватила меня с головой. Чем больше проходило времени, тем меньше говорили мы о работе (еще в самом начале он досконально разъяснил все так, что мне оставалось только, что называется, намотать на ус и поступать в точности так, как он подсказывал). Делалось это ненавязчиво, как бы между делом. Теперь мне трудно определить момент, с которого начал понимать его не то что с полуслова, а с полувзгляда. До сих пор, спустя долгие годы, нет-нет, да и вспоминаю о тех премудростях и тонкостях нашей профессии, о которых терпеливо, очень доходчиво рассказывал мне мой Учитель…
Как-то так случилось, что Иван Петрович знал и знает обо мне почти все, а мне всегда было неловко расспрашивать его о детстве, выпавшем на военные и послевоенные годы, его родине — селе Карабулатово Сумской области Украины… Совсем недавно он неожиданно начал рассказывать про первую послевоенную лихую годину. Он, семилетний малец, прокрался с сестрами на сжатое поле, чтобы пособирать оставшиеся на земле колоски. Объездчик нещадно отхлестал плеткой совсем маленьких голодных детей, прогнав с пашни… Редкому человеку он расскажет, что в военном, голодном своем детстве вовсе не об играх они думали, а о том, где найти съедобных кореньев трав…
Наблюдая за своим Учителем, невольно задавался вопросом: откуда у него такая выправка, строгость, привычка к самодисциплине? Лишь спустя много лет, однажды, как бы невзначай, рассказал он мне, что начиная с осени 1958-го четыре года прослужил в роте разведки группы советских войск в Германии…
Осенью 1962 года Иван Перерва приехал на казахстанскую целину. Был принят литературным сотрудником Чистопольской районной газеты «Голос целинника». Чуть позже была учеба на филологическом факультете Кокчетавского педагогического института, работа в народном контроле. Ровно сорок лет назад, летом 1974 года он вновь вернулся в журналистику и с тех пор менялись только его должности, в силу, не зависящих от него причин — названия газет, но он был и остается по сей день Журналистом и, даже оформив в 2002 году пенсию, штат редакции не покинул…
Сколько за многие десятки лет изъезжено километров, написано газетных строк, Иван Петрович и сам не знает, потому как давно уже сбился со счета. Но в данном случае не статистика важна, а то, что наставник многих и многих кокшетауских журналистов с нами, в строю, как и прежде, отмеряет версты по степным просторам, пишет свои замечательные заметки, зарисовки и очерки, в которых каждое слово, что отлитая пуля…
Позади три четверти его личного многосложного, многотрудного, наполненного обретениями и потерями века. На днях Учителю исполнилось 75 лет. Красивая дата!
…Говорят, Всевышний благосклонен к молитвам родителей за детей и чад, просящих у Него здоровья и благоденствия для своих родителей, а также учеников, молящихся за своих учителей. Оставайтесь как можно дольше с нами, дорогой наш Человек!
Марат ШИНТИМИРОВ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.