Из почты «АП»
Прочитав статью в «АП» «Спасение пришло вовремя», вспомнил аналогичный случай в период освоения целинных земель в Енбекшильдерском районе.
Здесь проживаю с мая 1956 года. Являюсь первоцелинником, принимал участие в уборке первого целинного урожая в совхозе «Комсомольский». Работал директором строительного училища, подготовил более 1700 специалистов-строителей для целинного края. Перед глазами — первые вспаханные борозды нетронутой земли, первые намолоченные зерна целинного урожая. Целина стала моей судьбой, прошла через мое сердце. Я рад, что судьба дала мне такую возможность — быть на переднем крае освоения целины, видеть преобразование района в крупного производителя зерна.
В феврале 1958 года мне довелось по служебным делам быть на станции «Макинск». С вокзала хлынула толпа людей и вмиг заполнила до отказа автобус. Мы еле-еле втиснулись в него. Но, проехав несколько метров, водитель остановился, предлагая воздержаться от поездки в буран, переждать непогоду на вокзале. Дорога в то время была степная — ни грейдера, ни насыпи. Но люди, услышав предложение водителя, подняли такой шум, что он все же решил ехать. Через несколько километров стала подниматься метель, пошел снег крупными хлопьями, на дороге образовалась глубокая колея, начались заторы. И еще ветер напирал на наш автобус с невероятной силой. Ночь, темно, ничего не видно… Автобус буксует. Выходим все мужчины, человек 12 и, сменяя друг друга, в две лопаты расчищаем дорогу. Другие толкают автобус. Не успеешь раскидать снег, а ветер наносит его вновь перед автобусом. Только автобус начинает двигаться, через три-пять метров — снова выходим из него, и опять за лопаты. Одежда наша превратилась в ледяной панцирь. Так мы двигались длительное время. Выдохлись, сил уже не было тащить такую махину, да еще с женщинами с маленькими детьми, ехавшими на целину к мужьям.
Оставшиеся километры были самыми тяжелыми. Ветер, буран не прекращались — одна пелена сплошная. Еще немного продвинувшись, встали окончательно. И тут словно Бог, видя наше положение, послал нам трактор. Он ехал, волоча за собой сани, в сторону Макинска. Мы бросились наперерез. Я поднялся в кабину, узнал, что едет водитель на станцию за солью для овец. Поведав ему наше положение, попросил дотащить автобус до первого села. Убрали общими силами его сани и прицепили автобус. Тракторист доставил нас на буксире в Степняк, на территорию автобазы № 1. Людей определили в теплый большой красный уголок, где диспетчеры напоили всех чаем. Более семи часов потребовалось, чтобы преодолеть 35 км, и если бы не трактор, не знаю, что было бы с нами.
Время около трех часов ночи. Я позвонил в совхоз, передал о трактористе, а им был Петр Мокруха, попросил директора, чтобы объявили ему благодарность за спасение людей. Такая вот была она, наша целина и ее рядовые герои. Преград случалось немало, но, несмотря ни на какие трудности, целина была поднята.
Андрей КРИЦКИЙ,
почетный гражданин Енбекшильдерского района.
г. Степняк.