Честно говоря: Несколько слов в пользу печатных СМИ, Предпочтения акмолинцев

Несколько слов в пользу печатных СМИ
096-3-1В недавние советские времена видеть на автобусных остановках людей, читающих газеты, было делом привычным.
Сегодня не только молодые, но и люди куда более зрелого возраста сидят, уткнувшись в свои смартфоны, планшетники и прочие технические устройства цифровой эпохи. Кто-то играет, кто-то ведет бесконечную переписку, но многие все-таки читают, получая информацию «сейчас и немедля». И таких пользователей всемирной сети с каждым днем становится больше. Падение тиражей печатных изданий — общемировая тенденция. И все чаще звучат разговоры о неизбежном их исчезновении. И ведутся они в той же тональности, в какой в середине прошлого века говорили о грядущей эпохе телевидения. Помните слова героя фильма «Москва слезам не верит»: «Ни театров не будет, ни концертов не будет, а только одно сплошное телевидение», — его убеждение тогда искренне разделяли многие.

Прошли десятилетия, есть телевидение, да еще какое многоканальное, и при этом людей в театральных, концертных залах, на художественных выставках меньше не стало. Убеждена, что и будущее печатных СМИ далеко не столь печально, как сегодня предвещают многие пользователи интернета. И основанием для таких выводов, прежде всего, служит их долговечность, надежность и возможность спросить с автора за то, что «написано пером»…

Хотя сами журналисты часто говорят, что «газета живет один день», но насколько даже этот день продолжительнее скорости, с какой появляется и исчезает информация в интернете. Только ознакомился с ошеломившей новостью, ужаснулся или восхитился, отправил сообщение друзьям «прочтите»… Даже, не «прочтите», а «посмотрите». Глядь, а информации уже и нет. Исчезла также внезапно, как и появилась. И за достоверность спросить не с кого, и сослаться не на кого. Автор неизвестен. А, если он и был назван, то всегда от своего авторства может отказаться. И ищи тогда крайнего, если даже, поверив информации о «неизбежном крахе» какого-либо банка, пошел и снял все свои сбережения, отстояв огромную очередь (не один же вкладчик видел «инфу» и поверил ей), потеряв время, силы, нервы, возможную прибыль по процентам… А информация о крахе оказалась чьей-то шуткой или происками конкурентов. А вот, если бы прочел об этом в газете, да обратился бы, имея номер в руках, в суд, то ситуация была бы другой.

По одному миллиону тенге тринадцати ветеранам Великой Отечественной войны, обратившимся с исковым заявлением в суд, должен выплатить редактор журнала «Аңыз адам» Жарылкап Калыбай в качестве компенсации морального ущерба. Апрельский номер журнала целиком был посвящен 125-летию Адольфа Гитлера. Одна из статей носила весьма говорящее название «Гитлер — не фашист». Суд, опираясь на результаты проведенных филолого-правовых экспертиз, доказал, что в опубликованных материалах есть признаки нарушения Конституции и законодательства страны в части разжигания социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды.

А сколько материалов, пропагандирующих фашизм, свободно «гуляют» по интернету. Но в суд подать не на кого.

Конечно, есть так называемая «желтая пресса», не гнушающаяся «клубничкой» ради увеличения тиража. И все-таки большинство газет, сотрудники которых помнят о законе о СМИ, о Кодексе этики журналистов РК, об ответственности перед читателем, проявляют разумную осторожность и «сто раз отмерят», прежде чем материал опубликовать. За что, подчас, получают гневные отклики: «Девушка покончила жизнь самоубийством, почему не пишете?». Пишут в серьезных газетах и об этих трагедиях, и о многих других, но не в тональности «ох и ах», а в аналитических материалах и только в обобщенном виде, максимально избегая подробностей, а тем более имен.

Принцип «освещать, но не разжигать» — универсален и отнюдь не противоречит другому принципу «человек имеет право знать все». Другое дело, а уж так ли всем (особенно людям молодым) надо знать о подробностях конкретного суицида, об угрозах с элементами шантажа, да и о многом другом.

— Шестиклассница из-за того, что в одной из казахстанских школ отменили празднование Дня святого Валентина, угрожала покончить с собой, — новость мгновенно облетела многие информагентства. А не именно ли этого хотела юная шантажистка и не возрастет ли количество молодых (да и не очень молодых) людей, пытающихся с помощью СМИ манипулировать родными, учителями, обществом? По мнению психиатров, 75% тех, кто идет на самоубийство, — психически здоровые люди, которые эмоционально не могут справиться с трудностями в определенный момент. Вот именно в этот сложный для них период публикация в газете или сюжет по телевидению может подтолкнуть к трагедии. Так что, наверное, стоит иной раз отказаться от публикации щекочущей нервы многих обывателей информации в духе «убил, зарезал, покончил с собой…» Дурные вести в информационных программах способны при определенных условиях даже спровоцировать суицид, если налагаются на твои личные проблемы.

В психологии известен феномен, получивший название «казус трех трупов»: с болью воспринимаем информацию об одном погибшем, втором, третьем… Но, если каждый день читать о множестве погибших в авариях, ДТП, конфликтах, то исчезает способность воспринимать насилие адекватно, неизбежно снижается «порог чувствительности».

Вспомните появившиеся в интернете осенью прошлого года видео, фото, на которых запечатлены якобы казахстанцы, якобы «целыми семьями приехавшие в Сирию на джихад». К сожалению, чуть позже эту информацию растиражировали некоторые казахстанские телеканалы и даже многие печатные издания. Кто из запечатленных на снимке людей действительно казахстанцы, как и зачем покинули они страну, разбираться компетентным органам. Но кто из смакующих эту новость подумал об их родственниках, о том, что кому-то из уехавших, но осознавших ошибку, вернуться в Казахстан будет куда труднее. А авторы ролика своей цели достигли, информационная составляющая — непременный атрибут подлинного терроризма, отличающего его от бандитских разборок.

Так что многие новостные колонки на интернетовских сайтах лучше и не смотреть, как говорится, жить не захочется. А публикация газетных материалов об успехах, о людях счастливых вызвана отнюдь не желанием приукрасить нашу непростую действительность, а тем, чтобы создать «эффект заражения» позитивного плана по алгоритму «если он смог, то почему не могу я…» И проблемных моментов многие газеты стараются не избегать, другое дело, что освещают их всесторонне, пытаются писать не только о следствиях, но и найти причину.

Специалистами доказано, что читатели бумажной версии газеты позднее гораздо лучше помнили содержание прочитанного, чем любители интернет-версий. Философ Рихард Прехт в своем недавнем докладе в Союзе германских книго- и газетных издателей выразился четко и ясно: «Когда мы читаем газету, мы находим также информацию, которую мы не искали — и это расширяет наш кругозор». Чего нельзя сказать про онлайн-СМИ, где люди, пробегая глазами, выискивают то, что интересно им в данный момент, пропуская то, что может понадобиться завтра.

Вcе мы нуждаемся в ориентирах и достоверной информации. Где их искать, каждый решает сам. Но, согласитесь, сегодня печатные издания имеют преимущество, и они не должны утратить его завтра.

Нина МИТЧИНОВА.

***

Предпочтения акмолинцев

Одним из общественных институтов и непременных атрибутов общественно-политической деятельности государства являются СМИ.

На современном этапе развития общества СМИ вступают в «эру» контента, настраиваемого непосредственно самим потребителем информации, являясь фактором укрепления единства общества, обеспечения уверенного движения государства по дороге прогресса.

Сегодня в Казахстане действуют порядка трех тысяч зарегистрированных средств массовой информации, из которых более 200 электронных.

Повышение роли медиасферы ведет к рождению новых СМИ, формирующих высокие стандарты развития не только в экономике, но и политике, социальной жизни, духовно-нравственном состоянии общества.

Судя по итогам проведенного опроса, среднестатистический акмолинский потребитель масс-медиа вполне уверен, что получит необходимый и достаточный объем разнообразных сведений для успешной реализации своих жизненных стратегий.

Среди СМИ основным источником информации выступает телевидение — 86%. Число респондентов, получающих информацию из газет, идентично числу пользователей интернета и составляет порядка 45%. Замыкает тройку предпочтений радио — 8,25%.

При этом половина опрошенных жителей области предпочитают отечественные независимые средства массовой информации.

Результаты социологического опроса свидетельствуют, что большая часть респондентов (40,6%) предпочитает смотреть телепередачи, слушать радио и читать газеты на государственном языке. Наиболее востребована информация на русском языке и одинаково на двух языках для каждого третьего из опрошенных акмолинцев.

Основным критерием читабельности печатных изданий является наличие региональных новостей (64%), каждого третьего из опрошенных интересует наличие международных новостей, каждого десятого — наличие программ телепередач.

В ходе опроса выявлено, что наибольшей популярностью у жителей области пользуются такие печатные издания, как «Арқа ажары» и «Акмолинская правда». В целом иерархия предпочтения представляет следующую картину.

Главными плюсами предпочитаемых печатных изданий в регионе для 39% опрошенных акмолинцев является наличие местных новостей, для 28% респондентов -объективность подачи информации и для 23,5% — полезность информационного материала. Для 5% респондентов немаловажным фактором является цена печатного издания, в наименьшей степени опрошенных интересует наличие рекламной информации.

Самым просматриваемым интернет-ресурсом региональных газет, согласно опросу, стал сайт газеты «Любимый город», на втором месте «Акмолинская правда». К сожалению, интернет-версию областной газеты «Арқа ажары» респонденты не отметили.

В освещении проблем какой-либо стороны жизни в системе массовой коммуникации важное место занимает телевидение.

Лидирующее место среди информационных каналов акмолинцев занимает кабельное телевидение, на втором месте стоит областное, далее спутниковое и «Евразия».

Самый низкий показатель просмотра у населения отмечен у 7 телеканала.

При этом каждый пятый из опрошенного населения области отметил, что в целом областной телеканал «Казахстан-Кокшетау» им нравится. Не совсем довольны программами местного телевидения 5% респондентов.

На вопрос о наиболее интересных, творческих, с креативным подходом журналистов печатных СМИ и телеведущих «Ка-захстан-Кокшетау», значительная часть опрошенных по тем или иным причинам уклонилась назвать лучших журналистов и телеведущих.

Наиболее часто встречающиеся фамилии: А. Таева, Б. Абутрапова, Н. Митчинова, К. Ахмет.

При обработке встречающихся в анкетах фамилий по определению лучших журналистов для конкретных подсчетов брались только те кандидатуры, которые упоминались телезрителями более одного раза. Ошибочные или неточные указания, а также случайно названные лица внесены в перечень других лиц.

В заключительной части вопросника респондентам было предложено ответить на вопросы, исследующие отношение акмолинцев к цифровому телевидению «OTAU TV» и операторам кабельных сетей. По мнению большинства респондентов, сегодня «OTAU TV» — главный конкурент областного телевидения.

Однако почти каждый пятый анкетируемый недоволен качеством сигнала и объемом предоставленного пакета каналов. Есть также вопросы и по размеру оплаты услуг телевидения.

Исследование состояния рынка кабельных операторов области выявило положительную тенденцию развития спектра данных услуг.

Резюмируя содержание вышеизложенного материала, охватывающего полученную в ходе исследования аналитику основных «информационно-потребительских» характеристик исследуемого массива, можно сделать вывод, что практически все население включено в аудиторию системы средств массовой информации и пропаганды. Здесь действует общий для данной системы фактор — объективная потребность всех групп общества в информации, обеспечивающей возможность социальной ориентации.

Оксана САЛАХОВА,

руководитель отдела мониторинга ОПС управления внутренней политики области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте также