Правовой ликбез
В Республике Казахстан в связи с бурным развитием экономики в 2000-е годы и совершенствованием законодательной основы института частной собственности, вопросам изъятия земель, а также иного недвижимого имущества, в целях удовлетворения потребностей государства в земельных массивах для реализации различных программ уделяется повышенное внимание ввиду особой социальной остроты данной темы.
Процедура выкупа земельных участков и недвижимого имущества наряду с Земельным кодексом регламентирована Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года № 413-IV. Особенность данного закона состоит в том, что полномочия по изъятию земельных участков и иного недвижимого имущества для государственных нужд переданы местным исполнительным органам согласно компетенции, предусмотренной Земельным кодексом РК.
Анализ проведенных мероприятий по изъятию земельных участков для государственных нужд за период с 2012 года и 6 месяцев текущего года показал, что наиболее частыми причинами неизъятия земельных участков являются обременения в виде залога и ареста, несоразмерно высокая оценочная стоимость изымаемых земельных участков, установленная оценщиками.
То есть, личные интересы частного лица вступают в противоречие с интересами общества, которое представляет государство.
В аспекте рассматриваемого вопроса отметим, что вышеуказанным законом механизм судебной защиты прав собственника достаточно отрегулирован.
Собственнику предоставлено право предпринять шаги по окончанию оформления земельного участка, а также инициатива по согласительным процедурам о компенсации за земельный участок.
При этом в практике отмечены случаи выкупа находящихся в аренде земель уполномоченными государственными органами.
По всем фактам органами прокуратуры приняты меры реагирования, судами вынесены решения о возврате незаконно выплаченных средств государству.
То есть, пренебрежительное отношение к изъятию земель для государственных нужд заканчивается весьма плачевными последствиями для уполномоченных должностных лиц и граждан, спекулирующих на данных потребностях государства.
Гражданам необходимо знать, что законодательством о государственном имуществе выплаты компенсации устанавливаются лишь для участков на праве частной собственности в размере стоимости, уплаченной государству, а в случае приобретения земельного участка на вторичном рынке — не выше рыночной стоимости.
Землепользователь вправе представить подтверждающие документы произведенных им улучшений качества земельного участка, и в случае невозможности отделения данных улучшений, требовать возмещения их стоимости в судебном порядке.
При этом стоимость выкупленного права аренды также может быть возмещена аналогичным образом.
Согласительным процедурам при выкупе также следует уделить повышенное внимание, ведь от того, как пройдет согласительный процесс, зависит длительность самого изъятия земель.
Гражданин, у которого изымается участок, может отслеживать ход изъятия согласно главе 6 Закона РК «О государственном имуществе» и своевременно отреагировать в случае нарушения своих прав или процедуры изъятия для государственных нужд.
Учитывая принцип приоритета прав человека над государством, провозглашенный в Конституции РК, а также законодательно закрепленные принципы умеренности и разумности, при изъятии земельных участков для государственных нужд обеспечение права гражданина РК на получение равноценной компенсации за изымаемый земельный участок должно учитываться в первоочередном порядке. При этом не должны быть ущемлены соответствующие гражданские права государства.
Резюмируя вышеизложенное, при изъятии земельных участков для государственных нужд государственные органы руководствуются принципом «Lex est dictamen rationis» (закон диктуется разумом), при максимальном соблюдении паритета между интересами общества и личности, как это прописано в законодательстве.
Арман ЕСМУХАНОВ,
главный специалист управления земельных отношений области.