«Досудебное разрешение конфликтов или что такое медиация?» — тема заседания круглого стола, прошедшего на кафедре юриспруденции и права КГУ им. Ш. Уалиханова.
К актуальной теме заседания, модератором которого выступила преподаватель, и.о. профессора кафедры юриспруденции Маржан Мырзаханова, подключились представитель областного межрайонного ювенального суда Ксения Дробышева, профессор Софийского университета им. Святого Климента Охридского, директор института мира, конфликтов и медиации, ныне приглашенный преподаватель академии «Кокше» Татьяна Дронзина, имеющая 15-летний стаж работы в области медиации, поделилась международным опытом, провела небольшой тренинг со студентами по ведению документации, проведению процедуры медиации. По ее словам, на западе к профессиональным медиаторам люди обращаются охотно. К примеру, в Англии это 87% конфликтующих, в США — 90%, в Казахстане этот показатель значится пока на уровне 0,03%.
Своим видением обсуждаемого актуального вопроса поделился руководитель частного учреждения «Кокшетауского центра медиации», профессиональный медиатор Тауфик Шайдуллин. Он отметил необходимость скорейшего повышения правовой культуры граждан и установления цивилизованных методов разрешения споров без участия государства.
Медиация является новым понятием для казахстанского права, отмечали выступающие, хотя ее механизмы давно используются при разрешении споров. Золотым веком казахского степного правосудия называли время, когда конфликты между двумя сторонами решались в присутствии биев, степных ораторов, владевших словом и наделенных мудростью. Тогда не было судебных исполнителей, принуждения к исполнению, но слово авторитетнейших людей своего времени уважалось и выполнялось всеми беспрекословно. По сути, это и есть историческая форма медиации, то, что сегодня называют внесудебным или досудебным порядком разрешения конфликтных ситуаций.
«Самое главное в процедуре медиации, — отметила Маржан Мырзаханова, — это принцип позитивности альтернативного разрешения споров, где главная движущая сила — выбор самими сторонами и ответственность, которую они берут на себя, разрешая конфликт, а не перекладывая на кого-то другого».
Много практических вопросов было задано спикерам участниками круглого стола. Нужно ли медиатору быть психологом? Возможно ли будет сломать стереотип, сложившийся в обществе, относительно решения конфликтов в суде, как конечной инстанции? Будут ли изданы законы, гарантирующие качество услуг медиатора? Как не ошибиться в выборе медиатора при разрешении экономических и хозяйственных споров? Некоторые участники высказали опасение, что трудно будет сломать стереотипы в обществе, и медиация вряд ли приживется в нашей стране.
Тем не менее, Закон РК «О медиации», отметивший свое трехлетие, как отмечали участники, применяется на практике не так активно, как хотелось бы, и хочется верить, что юридическое сообщество страны придет к пониманию необходимости и значимости этого закона для общества.
Рахим БЕКОВ.