Братство по судьбе

К плеяде славных покорителей целины по праву относим Владимира Тарана, выпускника Полтавского строительного института 1959 года. «Я выбрал край озер — Кокчетавскую область, — вспоминает первоцелинник. — В совхозах мы строили жилые дома из белого песчаника, а чаще также каркасно-камышитовые из местного материала.

По бескрайним заснеженным полям на санях, прицепом к трактору ДТ-54 приходилось перевозить стройматериалы. Зимой 60-го и 61-го в вечернем небе доводилось видеть яркие всполохи — то были ступени экспериментальных спутниковых ракет, запускаемых с космодрома Байконур.

Мы понимали, что на наших глазах свершалось историческое событие — освоение целины, и мирились с трудностями, которые казались нам временными и преодолимыми. Не хватало дорожной техники, во время снежных заносов нередко приходилось вручную расчищать дороги, единственный на совхоз бульдозер на базе ДТ-54 был нарасхват. Телогрейка, ватные штаны, валенки — джентльменский целинный гардероб выдавали молодым, которым на время пришлось забыть об иной моде.

Не скрою, оставались здесь, в суровых условиях целины, не все. Что ж, осуждать не смею и спустя 60 лет. Сам же я прикипел душой к Степи, тем более, что тосковать по родной Украине было некогда — дел на стройке было невпроворот. Приходилось даже для блага людей возводить баню (как же без нее!), по документам проходившую, как плановый дом. Как не вспомнить моего первого целинного руководителя, директора совхоза «Менжинский» Ленинградского района Кокчетавской области Алексея Данилова, деятельного и энергичного посланца партии, чья работоспособность поражала, к нему обращались за поддержкой, которую неизменно получали от простого рабочего до главного инженера. Я, как прораб, должен был согласовывать с ним все действия, но его очень трудно было застать в кабинете — мотался по целинным полям, в МТС, отделениях, на ферме.

Шесть десятилетий все чаще и пристальнее обращаюсь к воспоминаниям о том героическом времени, которое воспитывало человека труда. Тогда не принято было давать пустых обещаний, тогда слово «долг» не было фигурой речи, тогда интернациональная рабочая среда делала братьями если не по крови, то по судьбе. Говорят: «Ум врачует прошлое, как рану — в нем всегда все лучше, чем сейчас». Но говоря о целине сегодня, нельзя сбрасывать со счетов ту величайшую ответственность за порученное дело, которая была присуща лучшей части моего поколения. Мы жили по заповедям отцов, переживших войну, а моим Учителем на всю жизнь оставался великий Сухомлинский, чью школу Добра — Павлышскую среднюю школу, я окончил. Опыт целины, самопожертвования и мужества бесценен в понимании патриотизма. Как надо было любить свою страну, чтобы так беззаветно отдавать лучшие годы молодости служению людям: целина требовала не просто капитальных вложений, а самоотдачи, обращенной в будущее. Фундамент независимого Казахстана созидали в сложных условиях целины такие легендарные личности, как Анатолий Почтарев, Юрий Панкратов, Федор Моргун, Моисей Чжен, Александр Бараев и многие-многие другие. У целины есть и будет особое свойство — целинное братство, замешанное на уважении к Человеку труда, и сегодня я продолжаю восхищаться своими товарищами той поры. «Иных уж нет, а те далече»… А 60 лет целине — наш выстраданный юбилей».

Записала Алия АХЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также