Пример стойкости и жизнелюбии

038-4-1«Я давно здесь, в селе Жаксы, своя, местная, — начинает рассказ труженица тыла, ветеран труда Екатерина Воронова. — Порой уже и не знаю, русская я или казашка». За 53 года она по-настоящему сроднилась с этой землей, людьми, что и на все предложения дочери переехать к ней в г. Павлодар так и не согласилась.
Родилась наша героиня в Смоленской области, а в 1961 году приехали с мужем и двумя детьми в Казахстан. Супруг (партийный работник, фронтовик) решил внести свой вклад в освоение целинных и залежных земель.
По приезде муж сразу приступил к должности инструктора райкома партии, а ей все казалось непривычным, неуютным, поначалу хотелось все бросить и вернуться домой. Чуть освоившись, молодая женщина, имеющая за плечами семь классов образования и бухгалтерские курсы, начала искать работу. Ей предложили должность бухгалтера расчетного стола линейного элеватора, где на то время трудились около пяти тысяч человек. Постепенно старательный, ответственный работник доросла до должности главного бухгалтера, с которой ее проводили на заслуженный отдых. Она вспоминает: «От ворот элеватора полуторки с пшеницей выстраивались длинной, бесконечной очередью. Урожаи были огромные, а старый элеватор мощностью 26 тысяч тонн и 32 склада по 3200 тонн, из них один — готовой продукции, другой — материальный склад, не могли всего уместить. В сутки приходилось принимать от 10 до 30 тонн зерна, сидели на рабочем месте ночами, чтобы к утру подать сводку принятого зерна за день». Пожилая женщина четко оперирует цифрами, хоть сейчас за бухгалтерский стол…

При ней началось строительство нового элеватора вместимостью 165 тысяч тонн. За многие годы деятельности в качестве главбуха она стала добрым наставником для многих молодых специалистов, которые с благодарностью вспоминают Воронову по сей день. Авторитетом она пользовалась незыблемым, к ней за советом приходили работники из других подразделений элеватора. Когда Тургайскую область реформировали, знающего специалиста приглашали на работу в г. Целиноград, но она отказалась, не уехав из поселка, ставшего родным. Как не покинула его и в 1969 году, когда скоропостижно скончался муж. Молодая 45-летняя женщина осталась одна с двумя детьми. Но переезжать назад, в Россию, куда ее звали родственники, уже не захотела. С благодарностью говорит, что на родном элеваторе ее не забывают, хотя руководителей предприятия поменялось немало.

Много ли у нас бухгалтеров, награжденных медалью «За трудовую доблесть»? Екатерина Воронова — одна из них. Такой правительственной наградой оценили старания этого честного, принципиального, справедливого человека. А познать тяжкий труд нашей героине пришлось с юности. В 17 лет после окончания школы отличницу учебы приняли на работу счетным работником в колхоз на Смоленщине. Однако все радужные планы поломала война. В октябре 1941 года немцы подошли к ее родному селу Знаменка, что под Вязьмой. Полтора года они выживали на оккупированной гитлеровцами территории. Хлеба не было, убрать картошку не успели. Выкапывали ее по весне, из этой гнили, добавляя цветки клевера, готовили массу, обмакивали в муке и пекли оладьи — «тошнотики». Сковороду смазывали солидолом, подсаливали еду калийной солью, используемой для производства удобрений. У их семьи был огромный яблоневый сад, поэтому основной рацион составляли печеные яблоки, которые целыми чугунками готовила мать в русской печи.

Отца, вернувшегося раненным с финской войны, угнали с молодежью в Германию, а Катя с двумя младшими братьями, другими односельчанами пряталась в лесу. Немцы побаивались углубляться в лесную чашу, больше злобствовали днем в деревнях, отбирая у населения продукты. «Однажды, — вспоминает Екатерина Михайловна, — на наших глазах немцы расстреляли молодого солдата, выходившего из окружения и замеченного у деревни. В соседнем селе Сафоново фашисты сожгли начальную школу, где располагался госпиталь, вместе с ранеными бойцами».

В марте 1943-го немцы, теснимые передовыми частями Советской армии, стали отступать, оставляя за собой сплошь заминированные окрестные поля. Нужно было готовиться к севу ржи, посадке картофеля, а в колхозе -ни мужиков, ни лошадей. Женщины впятером впрягались в плуг и тянули его, чтобы вспахать землю. А Катя в это время с другими девушками была рядом с партизанами, помогала им разминировать поля. «Парни выкручивали головку мин, цепляли ее к длинной проволоке, называемой «кошкой», а мы тянули ее к себе и складывали в стороне, — рассказывает Екатерина Михайловна. — Мин было много, к несчастью, дети подрывались на них. Стали восстанавливать хозяйство, школы открывались в деревнях, а ребятишки любознательные, везде успевали».

О том героическом прошлом нашей собеседницы говорит еще одна награда — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.».

Эта славная женщина, мама, бабушка и прабабушка прожила длинную жизнь, в которой есть место и счастливым временам, и лишениям. Но она не жалуется, ни о чем не жалеет. Радуется тому, что ее помнят коллеги, бывшие ученики, уважают земляки.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Жаксынский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также