Предо мной книга «Материалы торжественного заседания в Алма-Ате, посвященного 20-летию освоения целинных и залежных земель». Почему взята эта дата? По размаху проводимых торжеств это был самый представительный форум и отмечался в рамках тогда еще могучего Союза.
Вот как оценивались события тех, для нас уже далеких лет: «В жизни народа бывают свершения, которые при всем их огромном хозяйственном значении нельзя свести лишь к переменам в области экономики. К числу таких свершений принадлежит и подъем целинных и залежных земель, начатый в марте 1954 года. Эта героическая эпопея оставила заметный след во всей социально-политической жизни страны, в сознании миллионов людей». Спустя 30 лет, в новую социально политическую эпоху страны, на торжественном заседании, посвященном уже 50-летию, Президент Нурсултан Назарбаев сказал: «Освоение целины — это грандиозный социально-экономический проект двадцатого века, аналогов которому в мировой истории не было».
Прослеживая исторические этапы освоения земель восточных районов, можно сказать, что целинная эпопея не была спонтанным решением. Ему предшествовал огромный подготовительный временной период. Предвестником этому, своего рода разведкой боем, стала реформа Столыпина и первые переселенцы в необъятные просторы Казахстана. В 30-е годы прошлого столетия был разработан сталинский план по освоению вос-
точных земель, но помешала война. И только в начале 50-х годов этот грандиозный план был осуществлен.
О событиях тех далеких лет остались детские воспоминания, которые не связаны с первой бороздой и палаткой, а навеяны впечатлениями городского мальчишки, который впервые увидел размах этих событий в своем городе. В свое время замечательный поэт сказал, что большое видится на расстоянии. Но даже тогда, когда за личным мимолетным восприятием со временем, оно теряет свое очертание, о нем остается память.
Как гром среди ясного неба, обрушилась на нашу тихую улицу короткое, но звучное слово — целина. Из репродуктор-ной тарелки довоенного образца, что стояла у нас на комоде, зазвучала ставшая впоследствии позывной для целинников песня «Едем мы, друзья, в дальние края, станем новоселами и ты, и я». Под звуки этой песни передавалось, что со всех концов страны отправляются эшелоны с тысячами добровольцев, которым предстоит освоить целинные и залежные земли в далеком Казахстане.
И вот в один из мартовских дней дале-
кого 1954 года Кокшетау неожиданно наводнили люди, одетые для нашего еще холодного времени на удивление по-легкому: в куртках, демисезонных пальто, а некоторые в костюмах и пиджаках. Все городские клубы и дома культуры в одночасье были переоборудованы для временного размещения прибывших добровольцев. В клубе приборостроительного завода их было особенно много. Приходя сюда из любопытства, мы видели лежащих на полу молодых парней.
Приток неожиданно нагрянувшей невесть откуда целинной братии, нарушил относительно спокойно притекающую жизнь провинциального городка. Прошедшее военное лихолетье, принесшее горе практически в каждый дом, по человечески сплотило людей. Все тяжелые послевоенные невзгоды осиливали вместе. В трудную минуту соседи помогали друг другу, делились, как говорится, хлебом, солью. Поддержка и доверие стали сами собой разумеющимися и обыденными, а дворовые постройки и дома были в основном под охраной бегающих дворняжек, потому как замков и запоров на дверях у многих не было.
Увы, вместе с теми, кто ехал на целинные земли по велению сердца, охваченный патриотическими чувствами, с первыми эшелонами много было отправлено тех, кто имел за плечами криминальное прошлое. Этот криминал в потоке добровольцев прибыл и в наши края. Правоохранительные органы, по рассказам очевидцев, не один год на местах выкорчевывали, так называемый «целинный сорняк».
А пока, по сходу снега и весенней распутицы тишину улицы нарушал глухой рокот тракторов. Они шли нескончаемым потоком день и ночь, от их гула содрогались стены домов. Перемешивая весеннюю грязь, тракторы тащили огромные санные обозы по две, три сцепки. На них стояли сколоченные домики — палатки с буржуйками, груды металла и всевозможной техники.
Для детворы прохождение обозов было настоящим праздником, так как появлялась редкая возможность покататься на таких невиданных санях. Прыгая с цепки на сцепку, мы провожали их далеко за город. Однажды, неловко оступившись, я упал между санями, меня пово-
локло по земле, обдирая кожу, я стал кричать, но мой крик заглушал рев трактора. Не знаю чем все это могло закончиться, если бы случайно из палатки не вышел парень в прокопченной, замасленной телогрейке. Увидев меня, болтающегося между санями, он тут же бросился на помощь, поднял злополучный крюк и освободил мою ногу. Сани ушли, уже дома весь перебинтованный, в постели, долго вспоминал целинный поезд, злополучные сани и того парня, чудом спасшего меня.
Думал ли я, что пройдут годы и эта целинная колея на нашей улице, станет колеей всей моей дальнейшей жизни. Став почвоведом, мне пришлось объездить тысячи километров по освоенным целинным землям, увидеть возведенные на голой земле поселки и бескрайние, уходящие за горизонт засеянные поля со спелой пшеницей.
А те парни, в прокопченных телогрейках первых санных обозов, станут легендой героической эпопеи, вошедшей в нашу историю, как Целина.
Вениамин СОЛОВЬЕВ. г. Кокшетау.