Трамвай несбывшихся желаний

Рампа
В областном казахском музыкально-драматическом театре имени Ш. Хусаинова состоялась премьера спектакля-драмы «Құштарлық» трамвайы» — «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса. В интерпретации режиссера Болата Абдрахманова зрители увидели одну из сложнейших и тончайших пьес мирового театрального репертуара на казахском языке. Кстати, это первый двухактный спектакль в стенах театра с десятиминутным антрактом и буфетом.

024-7-5

Актеры воспользовались переводом алматинского режиссера Сырыма Аскарова. Действие происходит в Новом Орлеане, куца трамвай с символическим названием «Желание» привозит тридцатилетнюю Бланш Дюбуа (Маржан Букешева) — бывшую учительницу английского языка, переживающую тяжелые времена. Она потеряла работу, лишилась собственного жилья и средств к существованию. Тем не менее женщина, успевшая узнать жизнь с изнанки, не потеряла надежду обрести счастье, попасть в идеальный мир, придуманный ею в мечтах. Там она обретет, наконец, покой и будет прощена своей первой любовью и мужем — Аланом, который погиб совсем молодым, и которого она все время мысленно вспоминает. А пока в поисках временного пристанища приезжает к сестре Стелле (Гульмира Жакилина) и ее мужу Стэнли (Баглан Имангазинов) — простому работяге, «человеку из народа» в Новый Орлеан.

Постепенно неудачница Бланш, живущая в розовых очках, болтовней о богатых поклонниках, ожиданием призрачного светлого будущего вызывает раздражение, позже и ненависть Стенли. Сам-то он давно ни во что не верит, коротая свободное время с друзьями за бутылкой пива и игрой в карты. Грубость и издевательства зятя практически сводят без того надломленную Бланш с ума.

Спектакль рассказывает не просто об истории двух сестер, в «Трамвае «Желание» радом с ними находятся люди, движимые самыми разными, земными желаниями и помыслами, только настоящим высоким чувствам здесь места нет.

На наш взглядполучилась интересная премьерная постановка, конечно, не без определенных сложностей в восприятии сюжета для неподготовленной публики. В психологической пьесе о непростых человеческих отношениях немало подводных камней. За простенькими разговорами, репликами скрываются боль, ненависть, внутреннее сопротивление и покаяние, которые не сразу понятны. Не потому ли уже к концу первого акта в зале стоял едва слышный шумок, какая-то часть зрителей, а были в большинстве своем студенты, уткнулась в светящиеся сотовые телефоны…

По задумке режиссера, впервые взявшегося за Уильямса, расхождения с оригиналом здесь минимальны. Длинную пьесу Болат Абдрахманов сократил, оставив самую суть, поэтому общее постановочное решение спектакля почти безукоризненно. Оно восхищает простотой, лаконичностью, вместе с тем обладает той особой праздничной театральностью, которой веет от ярких сцен, костюмов, сшитых специально к спектаклю, от превосходной игры актеров казахского театра. К слову, о сценографии. Соавтор Болата Абдрахманова, художница из Санкт-Петербурга Кира Петрова выстроила грандиозную, но весьма точную декорацию — действие всех мизансцен происходит в трамвае, который, прибыв в пункт назначения, разворачивается и превращается в крохотные квартиры, где и живут герои пьесы.

С удовольствием наблюдала за тем, как необычайно простыми средствами актеры умело достигали эмоционального и смыслового эффектов, которые можно назвать искусством переживания. Хочется отметить игру Маржан Букешевой, сыгравшей главную героиню Бланш Дюбуа. Маржан хотя и была уж слишком хороша для роли женщины со следами былой красоты на лице, успевшей приобрести репутацию порочной, но ей удается показать ее и слабую, и беспомощную, а временами даже жалкую и смешную, в которой ощущается внутреннее достоинство и упрямое сопротивление грубой бездуховной силе Стенли Ковальского.

Как всегда выразительно и очень убедительно исполнила свою роль Гульмира Жикилина, сыгравшая сестру Бланш -Стеллу, самую человечную в этом неестественном треугольнике. Превосходно, с чувством меры и подлинным мастерством изображают типичных обитателей рабочей окраины — семейную пару пьянчужек — Стива и Юнис актеры Кайрат Мырзабо-латов, Жанар Кусаинова.

Как известно, у Теннеси Уильямса главная героиня в конце-концов попадает в психушку. А наш режиссер уберег ее от жестокой участи провести остаток дней среди душевнобольных людей. У Абдрахманова Бланш Дюбуа в конце спектакля под руку с любимым Аланом уходит в мир иной… Он простил ее и увел с собой из этого мрачного захолустья, откуда она всегда пыталась вырваться.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также