На своем огороде шляхтич равен воеводе

66-4-1Социальный портрет дачника
Вот уже который год где-то в конце сентября, собирая остатки урожая на даче, которую часто называю своей «Голгофой», слышу примерно следующее: «И зачем мне это надо? Я, что не смогу купить ведро огурцов? На будущий год вообще все газонной травой засею», — раздается голос соседки. «Я тебе сколько раз об этом говорил, а ты все: дача, дача», — вступает ее муж.
«Ой, девчата, а мне-то зачем? Я одна, болею. Помочь некому. Хоть бы кто купил мою дачу», — вздыхает тетя Валя сдачи напротив. Пожилая женщина, которая с трудом опираясь на палочку, добирается до своих шести соток.

«А я вообще ничего не успеваю. Брошу совсем. На будущий год не приеду ни разу», — это уже я даю свое традиционное ежегодное обещание.

И наши голоса сливаются воедино: опять урожай никакой, в прошлом году все вымерзло, в этом году сгорело… Перегной подорожал… Воры в домике побывали…

Спустя девять месяцев в апреле — мае вижу все туже соседку, сажающую огурцы, вижу, кактетя Валя, добравшись до дачи, оставляет свою палочку и сгибается над грядками.

Так что же движет нами — дачниками? И кто мы, люди, которые никак не могут расстаться со своими часто ругаемыми, но такими любимыми шестью сотками?

Давайте попробуем составить социальный портрет дачника и разобраться в мотивах, движущих ими.

Вообще, наши дачи — остающееся незыблемым до сей поры наследие советской эпохи. Так называемые «коллективные сады» для рабочих и служащих появлялись в городах, начиная с середины 30-х годов XX века. Тогда дачи жителей городов стали, прежде всего, местом для занятий садоводством: выращивания овощей и фруктов или отдыха всей семьей в выходные дни летом.

У нас пик появления дач пришелся на семидесятые-восьмидесятые годы. И социальный состав дачников был отражением социальной структуры городского населения. Большинство дачных участков в свое время были получены на предприятиях.

Сегодня говорить о социальной однородности не приходится. За прошедшие с тех пор годы многие успели сменить род деятельности, остаться без работы или продать дачу другим владельцам, успело подрасти и новое поколение собственников. Поэтому общий социальный портрет среднестатистического дачника составить достаточно непросто.

Но стоит несколько раз проехать в дачном автобусе, пройтись по дачным улочкам, и становится очевидным, что среднестатистический дачник — это в основном пенсионер, которому далеко за шестьдесят. Следующая по численности группа дачников — это люди предпенсионного возраста, часто мечтающие: «…вот уйду на пенсию, вплотную дачей займусь».

Молодых дача не привлекает. Молодежь если и приезжает на дачу (обычно под выходной), то только для того, чтобы устроить пикничок, шашлык пожарить….

«Ситуация изменяется, — говорит председатель моего родного кооператива «Автотранспортник» (название стало условным, работников транспорта там уже почти и не осталось) Елена Крименецкая. — Из двухсот тридцати шести дач действующих — сто сорок семь. Но заброшенных участков остается все меньше. Их заново осваивают люди среднего возраста. Есть и молодые семейные пары. Говорят, что берут дачу, чтобы детей привозить на свежий воздух».

В основном дачники среднего и предпенсионного возраста — это люди, которых мы по казахстанским меркам относим к среднему классу. Для них, конечно, источником доходов дача не является. Скорее, наоборот.

«Я -дачный наркоман, — говорит семидесятипятилетняя тетя Валя. — Болею, но без дачи болею еще больше».

«Ну, и что я буду сидеть вечерами дома. Здесь — воздух, движение, банька, детей и внуков видим чаще. На дачу они к нам приезжают охотнее, чем в городскую квартиру», — это соседи, имеющие собственный стабильный бизнес.

66-4-2«Я сам из села. Дачу люблю первые весенние две-три недели, когда все распускается и благоухает, потом ее начинает любить моя жена, — шутит нейрохирург Акмолинской областной больницы Виктор Беспалько. — Но, вообще, дача — это лучшее лекарство от многих болезней».

Для многих людей дача — это возможность «отключить голову», оторваться от компьютера, телевизора, забыть о проблемах на работе.

Да и сильна в нас еще крестьянская генетическая память. Ведь истинный горожанин — это человек в третьем поколении. Таковых среди нас немного. Вот на дачах мы, крестьянские дети и внуки, эту генетическую память и пытаемся сублимировать.

Так что в слове «дача» для нас действительно многое слилось. Дача — это нечто большее, чем просто дом на участке для выращивания помидоров и огурцов. Это своего рода ритуал, который стал настоящей традицией для нашего общества. Дача — самая распространенная «база отдыха».

Дача — это возможность есть овощи, в натуральном происхождении которых мы абсолютно уверены.

66-4-4И очень важно, что именно на даче мы получаем подтверждение верности «Как потопаешь…». Состояние дачи, урожай зависят главным образом от ее владельцев. Ну, конечно, природа — погода вносят свои коррективы. Но тем вкуснее и слаще помидорчики — огурчики. И неважно, что все выращенное с такими усилиями можно купить относительно недорого на ближайшем рынке. Главное — это самооценка: «Это я сделал сам!».

И, потом, уважаемые дачники, гордитесь! В дачном вопросе мы с вами, по меньшей мере, на несколько десятилетий опередили страны Евросоюза. К примеру, в Германии все более популярными становятся огороды напрокат. Они существуют уже в четырнадцати немецких городах. А в Берлине полным ходом идут эксперименты с портативным садом, который можно установить на крыше любого многоквартирного дома.

Так что, вперед, на дачу! Хорошего урожая!

Нина МИТЧИНОВА.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также