Актуально
Сломано немало копий на качестве содержания казахстанских учебников. В ситуации, в которой пребывают наши дети, остается лишь надеяться на любящего свое дело учителя, который не просто отведет урок по программе, а научит, поможет. К счастью, педагоги-альтруисты, работающие на энтузиазме в ущерб личному времени еще встречаются. Одна из них — учитель физики высшей категории СШ№1 г. Кокшетау Назифа Закирова, подготовившая к изданию собственные учебники физики и астрономии для 7,8,9,10 классов. Что подвигло педагога засесть за столь сложный труд, мы узнали у нее самой.
— Написание учебников — очень сложный процесс, тем не менее, Вы за него взялись. Почему?
— Имеющиеся учебники физики сложно написаны, в них недостаточно широко охвачены темы, не раскрыт, как подобает, объем информации, мало формул. То есть, стало очевидно, что ребята, пользуясь ими, не смогут справиться с задачами, предлагаемыми им на Едином национальном тестировании, Внешней оценке учебных достижений. Наверное, меня можно назвать самозванкой. Вся моя «писательская» работа оказалась внезапной и неожиданной, не думала, что когда-нибудь займусь подобной деятельностью. Отправной точкой стало общение с руководителем местного издательства «Келешек». Она, зайдя как-то в нашу школу, попросила учителей написать тесты к еще существующему промежуточному госконтролю, в их числе я и оказалась. Потом около четырех месяцев мне довелось поработать в этом издательстве. За это время я создала своеобразную «шпаргалку» физических формул, которая вскоре распространилась по Казахстану, частично по России. Ее стали заказывать нашим ребятам, выезжающим в Омск, Томск, тамошние школьники и студенты. В этот же период вышла в свет моя первая книжка «Как писать научные проекты?» с образцами написания, а также сборник физических диктантов. Потом от актуальных в учительской среде разговоров на тему «устраивают — не устраивают» учебники физики, я перешла к их написанию. Первый, начатый в 2008 году, «шел» тяжело, поскольку не было опыта, не хватило терпения, поэтому оставила это занятие. Но через год на меня вышло астанинское издательство «Альнаир» и я решила продолжить работу.
— А чем отличаются Ваши учебники? Насколько они понятны и легки в понимании теми, кому предназначены?
— Когда с ними ознакомился мой куратор, преподаватель КГУ им. Ш. Уалиханова Михаил Васильевич Симакин, он заметил, что написаны они «кухонным» языком. Это значит, что книги понятны школьникам. К слову, о легкости чтения, восприятия материала мне неоднократно говорили педагоги, которым довелось увидеть сигнальные экземпляры.
Мои учебники приближены к технологиям модульного блочного обучения. Параграфов в них гораздо меньше, чем, к примеру, в тех учебниках, которыми мы пользуемся: около 40 против 70-80-ти сегодняшних. Материал изложен сжато, лишней информации, как таковой, нет. По завершению одного блока следует тестирование, на котором педагог видит, что ученик не усвоил, и может поработать с ним индивидуально. Предусмотрена также дифференцированная работа, разного характера задания.
В книгах отсутствует повторение пройденного в младших классах, поскольку вся линейка с 7 по 10 классы написана одним человеком. Для сравнения: в существующем учебнике физики для 8 класса начало отдано повторению пройденного в 7-ом, потому что оба — работа разных авторов. Еще один важный момент: домашнее задание строго отделено от того, что ученики должны выполнить в течение урока. Кроме того мной написан облегченный вариант учебников для гуманитарного направления, где оставлена лишь необходимая школьнику информация. В этом курсе уроки построены нестандартно: конференции, ролевые игры, убраны липшие формулы, сложные задачи. Зато много примеров физических явлений, встречающихся в окружающей действительности. Так, темы космических скоростей, силы притяжения земли, хорошо раскроются, когда на уроке дети узнают о возводящемся казахстанском звездном городке. То есть, главная задача в гуманитарных классах — расширение кругозора детей, знание азов физики.
— На какой стадии находятся книги?
— На издание учебников для 7,9 классов после утверждения их в МОН РК, заключен договор с астанинским издательством «Альнаир». Что касается учебников для 8,10 классов, которые также прошли экспертизу и рекомендованы для использования МОН РК, договор уже также заключен. Мне кажется, учебник для 10 класса получился несколько объемным, из-за отсутствия задачников по физике, после параграфов пришлось поместить упражнения.
— О Ваших учебниках в школах области знают?
— Думаю, здесь играет свою роль отсутствие их рекламы. Уверена: знай учителя области, да и республики, об издании таких «облегченных» учебников физики, и, наверное, увидев сам материал, они бы приняли соответствующее решение. Может быть, кто-то из них захотел бы встретиться со мной, как автором. Утверждаю так, поскольку, будучи в г. Караганде с сигнальными вариантами, встречалась с педагогами, которые очень хорошо их приняли. Дали высокую оценку моей работе ознакомившиеся с ней кокшетауские педагоги. Особенно дорого мне положительное заключение одного из сильнейших учителей физики г. Кокшетау — Николая Петровича Петухова.
Должна заметить, что писать учебники пришлось в рамках утвержденной МОН РК учебной программы, которую никто не имеет права менять. Но тот факт, что она слишком усложнена, мне, как педагогу-практику, очень не нравится. Не могут школьники выполнять сложные практические работы, такие, как компьютерное моделирование физических процессов. А ведь у нас есть в области школы, где до сих пор нет кабинетов физики…
— Не могу не спросить вот о чем: как бы педагоги не старались упростить книги, уроки, сегодня добрая часть наших детей посещает репетиторов. Как Вы относитесь к этой цветущей буйным цветом тенденции?
— В репетиторстве не было бы нужды, будь у нас нормальные, понятные учебники. Свою отрицательную роль здесь играет сокращение часов, я имею в виду уроки физики, прибавьте к этому тот факт, что в школьной программе оказались темы, которые мы в свое время изучали на первом курсе вуза. Учебники перегружены и сложны для восприятия детьми. Кстати, мои тоже будут несколько перегружены, но существенное их отличие — они более понятно написаны, сложные темы учитель может отработать на уроке, легкие задать в качестве домашнего задания.
— Что чувствуете после того, как работа сделана, Вы сумели помочь своим трудом, прежде всего, ученикам?
— Честно говоря, ощущения, что работа завершена, пока нет. Бессонные ночи у меня еще предстоят, поскольку впереди заключение договора на написание учебника для 11 класса. Конечно, усталость ощущается сильная, я ведь не предполагала, что процесс пойдет так далеко. Тем не менее,постараюсь,чтобы учебник сопровождался брошюрой с практическими работами по моделированию физических процессов. Одной мне со всем не справиться, поэтому обратилась за помощью к профессору КГУ им. Ш. Уалиханова, завкафедрой общей физики Руслану Аширову, который согласился помочь. Словом, точку ставить рано.
Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.