В областном маслихате
Больше месяца специалисты ревизионной комиссии по Акмолинской области проводили комплексный контроль эффективности реализации Программы развития г. Кокшетау в 2011-2012 годах и за первое полугодие нынешнего.
Внешним государственным финконтролем были охвачены 10 администраторов бюджетных программ (городские отделы: экономики, финансов, строительства, ЖКХ, образования, культуры, занятости и соцпрограмм, физической культуры и спорта, аппараты акима г. Кокшетау и Красноярского сельского округа), а также девять школ-садов, семь средних школ и гимназий, ДК «Достар», художественная и музыкальная школы.
Результат оказался безрадостным. Казалось бы, чиновники областного центра должны быть образцом для своих сельских коллег: возможности получить необходимые консультации, пройти учебу у них гораздо больше. Было бы желание. Но ошибок и нарушений контролеры обнаружили так много, что их краткий анализ, с которым на расширенном заседании ревизионной комиссии выступила Динара Алтаева, занял семь страниц мелким шрифтом.
Установлены нарушения бюджетного законодательства, законодательств о госзакупках, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, иных нормативных правовых актов РК на общую сумму 6 185 882, 9 тыс. тенге, из них подлежит возмещению или восстановлению 53 593, 9 тыс. тенге. 9394,5 тыс. тенге возвращены в госказну еще в ходе контроля.
Оценка достижения целей Программы развития г. Кокшетау показала, что как в прошлом, так и в 2011 году из 18 целей в полной мере достигнуты лишь 10. Причем специалисты ревкомиссии считают, что результативной деятельности помешал формальный подход при разработке плановых значений целевых индикаторов и показателей прямого результата, отсутствие точного анализа текущей ситуации, слабая межотраслевая координация.
Может быть, этим можно объяснить, что аппарат акима Красноярского сельского округа на средства, выделенные на ямочный ремонт в с. Красное (Кызыл-Жуддыз) и пос. Элита, отремонтировал ул. им. Абая в с. Красный Яр. Остались без такого ремонта и красноярские улицы им. Сейфуллина, Садовая, им. Салахова — запланированные здесь работы были проведены на других улицах. А отделом экономики при планировании поступлений городского бюджета допущено занижение плана-прогноза на 577802,6 тыс. тенге и завышение на 325 107,6 тыс. тенге. Отмечены недостатки и при планировании расходной части городского бюджета.
В результате слабой работы бухгалтерских служб и неправомерных действий администраторами, учреждениями и предприятиями допущены нарушения при списании ГСМ, при оплате командировочных расходов, произведены расходы на содержание сверхнормативных площадей. Множество нарушений допущены при начислении и выплате заработной платы, отпускных, пособий и доплат. Ежегодно учреждениями и предприятиями города допускается искажение финансовой отчетности, а контроль за качеством ее составления отсутствует.
В целом, результаты контроля свидетельствуют о низком уровне финансовой дисциплины на объектах социальной сферы. Но чаще других в докладе звучали примеры нарушений в организациях образования Кокшетау. Помимо прочего в самом отделе образования установлен факт хищения бюджетных средств, как и в школе-гимназии № 3 им. М. Габдуллина. А в СШ № 17 бесплатные путевки в летние оздоровительные лагеря были выделены восьми учащимся, не относящимся к категории социально защищенных.
По предложению председателя ревкомиссии Мереке Мустафина на трибуну один за другим выходили представители сферы образования и отчитывались за неправильно посчитанный трудовой стаж, незаконно удлиненные отпуска (переплата отпускных воспитателям школ-садов составила 11578,8 тыс. тенге), докладывали о принятых мерах. Строгие выговоры, выговоры объявлены многим руководителям школ и детских садов, счетным работникам. Кое-кто из фигурантов проверочных актов лишился своих кресел.
По итогам контроля пять материалов переданы в облпрокуратуру, один — в департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, два — в областную инспекцию финконтроля.
Валентина ТЕПЛЯКОВА.