Есть проблема
Рыбалка — это древнее, уходящее в тысячелетия жизненно необходимое для человека занятие, сегодня стало, по сути, общенародным увлечением. В антологии литературного наследия многих писателей тема рыбалки нашла особое отражение.
Многие из нас читали роман Э. Хемингуэя «Старик и море». Автор, помимо душевного состояния героя и красочного описания моря, описывает технику ловли. На далекой Кубе стало традицией устраивать международные соревнования, посвященные знаменитому писателю. Регламентирована и техника ловли. Она должна быть такой, как описано в романе. Однако не всем это удается, тут нужен высокий профессионализм и опыт. От морских берегов Кубы мы слишком далеки, но как поймать на удочку красноперого окуня или ленивого карася, хорошо знаем.
Я не отношу себя к фанатам — рыбакам, правда иногда беру в руки удочку. Постоянным местом отдыха вот уже не один год является озеро Шалкар, расположенное в Национальном парке «Кокшетау». Красота озера как магнитом притягивает сюда не только местных любителей рыбной ловли, но и ближнего зарубежья. Шалкарский окунь у рыбаков стал своего рода эталоном. Где бы ни рыбачили на иных озерах, всегда он ставился в сравнение. Теперь его в заповедном озере практически не стало. Безудержное браконьерство рыболовецких бригад, длившееся не один год, привело к исчезновению столь популярного вида рыбы. Не хочется вдаваться в причину этого хищничества, потому как оправданий у ведомств, выдающих лицензии на отлов, всегда найдется. Только факт остается — шалкарский окунь исчез и у любителей он останется в воспоминаниях, потому что в свое время, к сожалению, в Красную книгу занесен не был. Невольно возникает вопрос, как такое могло случиться на территории Национального парка, которая по своему статусу считается особо охраняемой зоной?
Или другое. На глазах у всей городской рыбной инспекции расставлены сети на озере Копа. Сегодня оно напоминает рукотворное болото, зарастая камышом и всевозможными водорослями. Но даже в этой воде, концентрированной от «продуктов человеческой жизнедеятельности», умудряются выжить лещ и выносливый пескарь. А вот толстолобик, не выдержав «предельно допустимой» их дозы, приказал долго жить. И вот на этих рыбешекрасставлены сети?!
У каждого народа за тысячелетия своего существования на земле сложились культовые поклонения. На древнем монгольском государственном гербе, который называется Саемба, одним из его символов является рыба. Для монгола она является священной и символизирует преданность родине и хранения ее тайн, как говорит русская пословица, молчит, как рыба. Поэтому монгольские озера и реки, на которых приходилось бывать, полны их всевозможными видами. Занимаются рыбалкой в основном приезжие туристы или специалисты из европейских стран, работающие по контракту. Для этого необходимо иметь наруках лицензию, а снастями для ловли может быть удочка, или спиннинг.
Известный писатель В. Конецкий в своей книге о морских странствиях так описывает попытку поудить с турецких берегов: «Как сто тысяч алмазов в ночи мерцал Стамбул. На центральном авеню строгое предупреждение. В среднем порту Стамбула нельзя ловить рыбу даже удочкой. Вот и порыбачил, подумал я».
В каждой стране имеются свои законы, оберегающие рыбные богатства. У народа складывается менталитет к их исполнению. Только далеки мы еще от турецких берегов и монгольского трепетного отношения. А законы таковы, что позволяют черпать из наших озер рыбу, как из глубин Атлантики. Только там давно наложен мораторий на ловлю отдельных ее видов и ведется жесткая борьба с браконьерством.
Если верить статистике ведомств, наши озера регулярно пополняют для размножения миллионами мальков того же судака и толстолобика. Однако невольно складывается мнение, что с арифметикой в последнее время у нас стало туговато.
… Меня по-прежнему влечет на Шалкар, на эту березовую гладь, которая по мнению тех, кто постоянно здесь отдыхает, имеет к тому же целебные свойства. Наверное, поэтому сюда приезжают на отдых из Сибири и Урала не только порыбачить, но и подлечиться. За десятилетия у рыбаков сложилась своя география озера. Вот — малый Шалкар с его мелководьем, дальше — широко плещет волнами Большой Шалкар, между ними узкой водной полосой лежит Переузина. В отдалении, небольшими островками, покрытые соснами торчат Шишки, а самый пологий берег, с его солончаками, зовется Грязями. В зависимости от места обитания в свое время и окунь приобрел свое название. Только теперь истинные рыбаки озеро стали обходить стороной. Ну а для тех, кто на берегу Шалкара с ностальгическими чувствами продолжают сидеть с удочкой, смотря на безжизненный поплавок, видимо, важен сам процесс… Поймав пришедшую из глубин рыбку, чувствуешь ощущение сказочное, как у того старика, поймавшего золотую рыбку. Для многих это своего рода музыка.
Вениамин СОЛОВЬЕВ.
Фото автора.