Исполняя поручения Президента
На заседании Правительства 11 октября этого года Президент страны Нурсултан Назарбаев в числе проблем, нуждающихся в оперативном и кардинальном решении, назвал количество дорожно-транспортных происшествий, в результате которых «…битва идет, как в Сирии, гибнут люди».
О ситуации в Акмолинской области и мерах, принимаемых для выполнения поручений Президента страны, мы попросили рассказать заместителя начальника управления административной полиции ДВД Акмолинской области полковника Жаната Абдрахманова.
— Жанат Хамитович, какова статистика ДТП на дорогах нашей области в целом и на каких участках уровень аварийности наиболее высок?
— За десять месяцев 2013 года на территории области зарегистрировано 601 дорожно-транспортное происшествие, при этом 125 человек погибли, 819 получили травмы различной степени тяжести. В сравнении с аналогичным периодом 2012 года произошел рост количества ДТП на 1 %, и количество погибших возросло на 1,6%.
Как ни больно об этом говорить, но жертвами ДТП становятся и дети. С начала года по области с участием детей до 16 лет зарегистрировано 81 ДТП, в которых шестеро детей погибли, а 94 получили травмы различной степени тяжести. Большинство детей становятся участниками ДТП, находясь в машине в качестве пассажиров.
ДТП происходят во всех районах нашей области, на всех автодорогах. Назвать наиболее опасные участки невозможно. Но можно отметить, что в выходные дни возрастает количество ДТП в Кокшетау и Щучинско-Бурабайской курортной зоне.
— Каковы же основные причины дорожно-транспортных происшествий?
— О причинах ДТП можно судить уже по следующим данным. Всего с начала года сотрудниками дорожной полиции области выявлено и пресечено 94592 нарушения ПДД, что выше уровня прошлого года на 7,8%. В том числе задержаны 4073 нетрезвых водителя. Выявлены 21608 фактов превышения установленной скорости, 1226 фактов выезда на полосу встречного движения. Причиной основного количества ДТП является низкая дисциплина водителей, допускающих грубые нарушения ПДД.
Удельный вес аварий по причине технического состояния автомобилей, как и в целом по республике, не превышает 0,2%, из-за состояния дорожного полотна — 0,8%.
— Что из себя представляет условный социальный портрет среднестатистического нарушителя ПДД?
— Чаще всего нарушителями являются люди, которых мы иногда иронично называем «золотая молодежь». Люди старше 30 лет не соблюдают правила вождения гораздо реже. И, конечно, чем меньше стаж вождения, тем чаще водитель становится участником ДТП. Часто в таких случаях в протоколах наши сотрудники пишут: «Не справился с рулем управления…».
— Как вы оцениваете качество работы автошкол: техническая оснащенность, профессионализм преподавателей, мастеров вождения?
— В области функционируют 77 автошкол, из них в Кокшетау — 19. Естественно, все они имеют лицензии МВД, оснащены должным образом. Мы их регулярно проверяем. Претензий к качеству обучения нет. Конечно, хотелось бы, чтобы учебные программы были пересмотрены на республиканском уровне в сторону увеличения часов практического вождения.
Как правило, молодые водители, недавно получившие право вождения, хорошо знают теоретическую часть, а вот практические навыки многих оставляют желать лучшего. Причем, считаю целесообразным ввести курс вождения в ночное время суток.
— Насколько велика роль сотрудников административной полиции в снижении уровня аварийности на акмолинских трассах?
— Совсем недавно все прошли аттестацию, остались лучшие. Увольнения по отрицательным мотивам бывают, но это единичные случаи, исключения из правил. Одним из критериев эффективности нашей работы является уровень выявляемости нарушителей ПДД. По этим показателям, кстати, мы занимаем первое место в Казахстане. И уверен, вовсе не потому, что наши водители чаще, чем в других регионах, садятся за руль в нетрезвом состоянии, а потому, что мы работаем должным образом. А 4073 задержанных пьяных водителя — это почти столько же спасенных жизней.
С начала года в суды направлены 5343 административных дела. Выдано 641 предписание на устранение нарушений дорожного покрытия: просадки, сужения, выбоины.
— Но, тем не менее, количество ДТП возрастает и в целом по стране, и в нашей области. Какие же меры следует предпринять, чтобы на наших дорогах стало безопаснее?
— Причины я уже называл. Главное зависит от самого водителя. Внимательнее, ответственнее нужно быть и пешеходам. Детей надо учить буквально с детского сада: посмотри направо, посмотри налево. Мы, конечно, этим занимаемся. По школам ходим, акции проводим. Движение юных инспекторов движения развиваем. Но всех охватить мы не можем. Семья должна заниматься. И, конечно, нужно ужесточать наказания в отношении пешеходов, нарушающих правила, подвергать штрафу молодых людей, переходящих дорогу и слушающих музыку в наушниках. Делать это для их же блага. В этом году штрафу подверглись 7145 пешеходов. Сумма штрафа, кстати, немаленькая — 5 МРП. Вряд ли они теперь будут нарушать правила.
Большую позитивную роль, несомненно, сыграет техническая оснащенность. Будем увеличивать количество видеорегистраторов, интеллектуальных перекрестков, на каждом из которых устанавливается 12 видеокамер. В автомобилях следует устанавливать электронные скоростемеры, пассажирский и грузовой автотранспорт в обязательном порядке оснащать тахометрами.
А в целом, конечно, нужны меры системного общегосударственного характера, изменения законодательства в сторону ужесточения наказаний в отношении нарушителей правил дорожного движения.
Ответственность наших сотрудников значительно возрастает в связи с произошедшим буквально на днях объединением подразделений дорожной полиции и патрульно-постовой службы. «Универсальный полицейский» при несении службы будет обеспечивать личную и имущественную безопасность граждан, охрану общественного порядка, дорожную безопасность, участвовать в раскрытии преступлений и задержании преступников. Возрастает плотность, мобильность, оперативность нарядов. Так что появляется больше возможностей для исполнения поручений Президента.
Вопросы задавала Нина МИТЧИНОВА.