На памятном заседании Правительства от 11 октября т.г. Глава государства с большой обеспокоенностью отметил, что Казахстан занимает первое место по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, второе место — от дорожно-транспортных происшествий. В прошлом году на дорогах погибли 2145 человек, а за этот неполный год — уже 2273 человека. В этой связи Президент поручил соответствующим министерствам усилить ответственность за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.
О безопасности дорожного движения, о том, что делается по линии Правительства по исполнению поручений Главы государства шел разговор на очередном брифинге СЦК 29 октября т.г.
Переджурналистами выступили председатель Комитета административной полиции Министерства внутренних дел РК Игорь Лепеха, вице-министры транспорта и коммуникаций, по чрезвычайным ситуациям и здравоохранения Мереке Пшембаев, Валерий Петров и Эрик Байжунусов.
Игорь ЛЕПЕХА, председатель Комитета административной полиции Министерства внутренних дел РК:
— Проблема обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе приобретает все большую актуальность и остроту.
За январь-сентябрь текущего года совершено более 15 тысяч дорожно-транспортных происшествий (+59%, 2012 год — 9700), в которых погибли 2138 человек (+3%, 2012 год — 2070) и 20 тысяч получили ранения (+67%, 2012 год — 11925).
Уровень безопасности на дорогах зависит от целого ряда факторов: это продолжающийся рост автопарка страны, численность которого за последние пять лет возросла более чем в полтора раза — с 2,5 млн. до 4,1 млн. единиц, низкий уровень подготовки водительских кадров в учебных организациях, несоответствие параметров дорог возросшей интенсивности транспортных потоков, недостаточность в городах транспортных развязок, надземных,подземных пешеходных переходов, тротуаров и освещения наулицах.
К примеру, участок автодороги «Астана-Темиртау» построен в 1961-1967 гг., ширина около 8 метров, она по нормативу рассчитана на 1 — 3 тысячи автомашин в сутки. Сейчас же реальная нагрузка около 8 тысяч автомашин в сутки. В результате трасса работает в режиме постоянных перегрузок, что приводит к дорожным авариям с тяжкими последствиями.
Аналогичная ситуация была на автотрассе «Астана — Боровое», где с вводом в 2009 году 6-полосного движения, количество ДТП сократилось на 57%.
Безусловно, основным фактором, определяющим в целом положение с безопасностью на дорогах, по-прежнему является правовой нигилизм участников дорожного движения и в особенности водителей.
Основными причинами ДТП по вине водителей являются:
— нарушение скоростного режима — 24%;
— нарушение правил проезда перекрестков -11%;
— нарушение правил маневрирования -10%;
— нарушение правил проезда пешеходных переходов — 10%;
-выезд на полосу встречного движения — 9%;
— несоблюдение дистанции — 5%.
В целях оздоровления обстановки на дорогах по поручению Главы государства мы сейчас принимаем ряд организационных и практических мер.
Усилили контроль на дорогах. В период с 21 по 27 октября проведено масштабное профилактическое мероприятие «Безопасная дорога», в котором были задействованы максимальные силы и средства подразделений административной полиции. В ходе отработки пресечены более 54 тыс. правонарушений, задержаны 1300 пьяных водителей. За нарушения также оштрафованы свыше 4 тыс. пешеходов.
Для исправления ситуации в проекте нового Закона «О дорожном движении» предусматриваются меры по ужесточению ответственности за нарушения Правил дорожного движения. Проект внесен в Мажилис Парламента еще в декабре 2012 года.
Практически по всем составам правонарушений, по которым в настоящее время предусматривается штраф, за совершение третьего нарушения вводится санкция в виде лишения права на управление транспортом на срок 6 месяцев.
К примеру, водители, трижды уличенные в разговорах по мобильному телефону при управлении автотранспортом, будут лишаться права управления на полгода.
Кроме того увеличены штрафные санкции за пользование водителем при управлении ТС телефоном; превышение скорости движения; нарушение правил проезда перекрестков; маневрирование; расположение ТС на проезжей части дороги; нарушение правил остановки или стоянки ТС; нарушение водителями ПДД, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшему.
Впервые устанавливается административная ответственность за нарушение правил подготовки водителей, незаконную либо необоснованную выдачу сертификатов, подтверждающих соответствие транспортных средств требованиям безопасности.
В соответствии с проектом новой редакции Уголовного кодекса грубые нарушения Правил дорожного движения переводятся в разряд уголовных проступков.
Проектом Уголовного кодекса предусмотрено за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, наказание в виде штрафа в размере до пятисот месячных расчетных показателей, либо исправительных работ в том же размере, либо привлечения к общественным работам на срок до трехсот часов, либо ареста на срок до шести месяцев, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на два года.
В настоящее время по поручению Главы государства проводится реформирование подразделений административной и дорожной полиции. Теперь обеспечивать охрану общественного порядка и в том числе дорожную безопасность будут вновь созданные объединенные подразделения дорожно-патрульной полиции, которые будут работать по принципу «универсальных полицейских».
Внедряем технические средства контроля за дорожным движением. На сегодня стационарные автоматические системы фиксации установлены практически в каждом крупном городе (16 городов), — на скоростных участках дорог, искусственных сооружениях с ограниченной видимостью и крупных перекрестках.
Регулярно проводятся обследования автодорог. Только в текущем году выдано около 9 тыс. предписаний об их неудовлетворительном содержании, к ответственности привлечены 1,5 тыс. должностных лиц.
В СМИ размещаем социальные ролики и создаем специализированные программы по безопасности дорожного движения.
МерекеПШЕМБАЕВ, вице—министр транспорта и коммуникаций:
— Прежде всего мы переводим участки автодорог с интенсивным движением в первую техническую категорию с разделительной полосой и удерживающими ограждениями. Это делается для того, чтобы предотвратить выезд водителей на полосу встречного движения при обгоне. До 2020 года предусматривается перевести в первую техкатегорию 4 тыс. км автодорог, порядка 7,2 тыс. км автодорог республиканского значения — во вторую техкатегорию.
При расширении магистральных дорог их строительство осуществляется в обход населенных пунктов. Эта мера в свою очередь способствует снижению риска возникновения ДТП.
Ежегодно на автодороги Казахстана наносится 13 тыс. км горизонтальной дорожной разметки, в том числе «шумовая-поперечная», так называемые в народе «будильники», которые помогают сконцентрировать внимание водителей и снизить скорость. Кроме того для эффектного светоотражения в горизонтальной дорожной разметке используются специальные стеклошарики. Производится замена и установка дорожных знаков, соответствующих международным нормам.
Министерством в настоящее время проводится работа по внедрению системы экстренного вызова при авариях и катастрофах, которая позволит в среднем на 30% снизить время реагирования экстренныхоперативных служб на ДТП.
Таким образом, реализация указанных мер на республиканской сети автомобильных дорог позволит существенно снизить количество ДТП.
Валерий ПЕТРОВ, вице—министр по чрезвычайным ситуациям:
— В рамках исполнения поручения Президента РК, а также реализации государственной программы «Саламатты Казақстан» на 2011 — 2015 годы МЧС ведется строительство трассовых медико-спасательных пунктов на аварийно-опасных участках дорог республиканского значения.
Основное назначение трассовых медико-спасательных пунктов — доставка пострадавших при ДТП в лечебно-профилактические учреждения для оказания специализированной помощи в пределах «золотого часа».
Сформирован оптимальный состав персонала пункта, состоящий из пяти человек: врача, фельдшера, диспетчера, спасателя и водителя-спасателя.
На сегодняшний день уже созданы и оказывают экстренную медицинскую помощь 12 трассовых пунктов: в Алматинской области — 4, Карагандинской — 4, Акмолинской — 2, по одной в Жамбылской и Южно-Казахстанской областях. В 2013 году будут введены в эксплуатацию 14 трассовых медико-спасательных пунктов, и еще 14 — планируется в 2014 году.
Бригады оказывают медицинскую помощь пострадавшим в ДТП в «зоне ответственности» трассового пункта в круглосуточном режиме, осуществляя выезды на место происшествия на санитарном транспорте — медико-спасательном реанимобиле.
В этом году мы завершаем формирование вертолетной авиации. В декабре получаем четыре вертолета «Еврокоптер», в итоге мы будем иметь 16 вертолетов, которые предназначены для особо сложных полетов. Практически в любую точку Казахстана мы уже можем доставить как санитарную авиацию, врачей, так и использовать эти вертолеты для обеспечения вылетов на ДТП вне зон действия трассовых медико-спасательных пунктов.
Два года реализации государственной программы, создание и функционирование трассовых пунктов показали свою эффективность: количество случаев гибели в результате ДТП уменьшается, а качество и скорость оказываемой помощи существенно возросли.
Эрик БАЙЖУНУСОВ, вице—министр здравоохранения:
— Усилия системы здравоохранения направлены на снижение смертности от дорожно-транспортного травматизма.
Одной из приоритетных задач государственной программы «Саламатты Қазақстан» является развитие транспортной медицины, создание мобильных медицинских комплексов, трассовых медико-спасательных пунктов на аварийно опасных участках дорог республиканского значения.
Для снижения бремени травматизма в республике совершенствуется служба экстренной неотложной помощи. Санитарная авиация, созданная Республиканским координационным центром, осуществила свыше двух тысяч вылетов. Начата модернизация службы скорой медицинской помощи — в масштабах страны закупаются реанимобили, повсеместно внедряется система ОРЗ-навигации.
Открыты 12 трассовых медико-спасательных пунктов, планируется еще 28. Также будут открыты 40 межрайонных травматологических отделений. Постране обучены принципам оказания экстренной медицинской помощи более 200 медицинских работников.
Согласно ВОЗ в настоящее время многие страны располагают всеобъемлющим законодательством в отношении пяти факторов риска (скорость, вождение в нетрезвом состоянии, ремни безопасности, детские удерживающие устройства и шлемы). Проблема предотвращения дорожно-транспортного травматизма должна стать национальной политикой государства, решение которой возможно путем межведомственного и межсекторального взаимодействия.
Султан ДАУТОВ, по материалам СЦК.