Абылай

abylai(Продолжение. Начало в №№110-111).
Говоря о клятве, данной Абулхаиром, Нуралы, Абильмамбетом и Абылаем на верность России, мы должны быть осторожными от одностороннего восхваления: при этом нельзя забывать о том, что одна чаша весов, на которой оказывалась несправедливость, всегда перевешивала. Дружба, опирающаяся на силу, оружие, насилие, не может быть искренней, честной, вряд ли она способна принести счастье. Доказательством сказанного может служить и такой факт. Если в 1740 году Абылай предложил русской администрации дружбу, просил ее представителя «быть братом», то буквально через пять лет его аул был разгромлен отрядом из 150 казаков во главе с сотником Черняковского форпоста Дороховым. Было угнано 790 лошадей, 92 верблюда.

Взятые в плен 48 казахов были превращены в рабов и розданы офицерам и казакам форпоста («Хронологический перечень событий из истории сибирского казачьего войска». Омск, 1891 г., стр. 20). Какое двуличие — дарить одной рукой в знак дружбы кинжал в серебряных ножнах и второй рукой безжалостно пускать это оружие в дело!

В результате долгих раздумий Абылай приходит к пониманию самого главного на пути избавления от надвигающегося рабства: во-первых, это — единство народа, во-вторых, необходимость иметь военную силу. Для достижения этих целей он мечтал найти надежную опору в авторитетных лидерах каждого жуза, объединить под одно знамя батыров — полководцев. Можно сказать, что это очень сложное дело в определенной степени удалось Абылаю. Его советниками стали Уйсунь Тулебай, Каздауысты Казыбек (дословно «гусеголосый») и Бухар жырау. А какие батыры стали его сподвижниками — Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шакшакулы Джанибек, Шапырашты Наурызбай Уак, Сары Баян, Таракты, Байгозы, Шанышкылы Бердыходжа, Олжабай, Балтакерей, Турсунбай и другие! Многие из них впоследствии стали главными персонажами, легендарными героями произведений устного и письменного народного творчества.

…Во время одной битвы с калмыками сын бедняка Бердаулет из рода Абаккерей Джанибек выступил на сером четырехлетке. С обеих сторон погибло много воинов, к концу битвы группа калмыков окружает Абылая. Видя это, Джанибек бросился в гущу врага, в ярости круша встречных, и добрался до вождя. КоньАбылая к этому времени уже выбился из сил. Джанибек спрыгнул со своего коня и подвел его к предводителю.

— А сам как без коня, мой батыр? — спросил его Абылай, на что Джанибек быстро ответил:

—  Батыр стоит тысячи врагов, но я всего лишь один из многих, а ты у нас единственный. Если ты останешься в живых, то и я себя буду считать живым…

К счастью, молодой батыр остался в живых, и был прозван Ер-Джанибеком (мужественный Джанибек), одним из верных батыров Абылая.

Абылай испытывал своих батыров только в бою, умел ценить их, в случае гибели кого-либо долго горевал.

…Канжыгалы Жанатай был любимым батыром Абылая. Однажды во главе отряда в пятьсот человекего послали в разведку. Рядом находились младшие братья Уйсунбай и Аркадыр. Уйсунбай устроил в степи барымту и угнал у калмыков трех верблюдов. Аркадыр просит у брата «саугу» («сауга» — казахский обычай просить кого-либо поделиться добытым добром), Уйсунбай отвечает: «Руки целы, голова на плечах, если не трус, сам добывай себе». Разозлившись на брата, Аркадыр уходит в поиски врага и находит. Отобрав у калмыков девять верблюдов, отправляет товарищей обратно, а сам принимает неравный бой с погоней и погибает. Все это видел Жанатай, стоявший в это время на возвышенности. В слепой ярости, переполненный жаждой мести за брата, он со своим отрядом бросается на десятитысячное войско врага. Бились до тех пор, пока не осталось от пятисот человек всего восемь, среди которых был и сын Жанатая Токуш. Когда пал его конь, Жанатай сказал сыну: «Садись на моего коня и скачи к своим, останешься в живых, отомсти за меня». Тяжело переживал гибель боевого товарища Абылай. Когда его известили об этом, говорят, хан плакал навзрыд, приговаривая: «Клинок ты мой алмазный, разрубающий глыбы».

…Знаменосцем Абылая был Айдабол Байгозы батыр. В одном бою он получает ранение в левую ногу — вонзились сразу три стрелы. Прискакав в стан, Байгозы приказал быстро вскипятить в котле масло. Когда сказанное было сделано, он, не слезая с коня, отрубил раненую ногу чуть выше коленки, культю окунул в кипяченное масло и туго перевязал вместе со штаниной: отрубленную ногу привязал к седлу и, высоко подняв боевое знамя, вновь поскакал в поле битвы. Его, человека огромного телосложения, говорят, два человека с трудом сажали на коня. Но если уж он оказывался в седле, то тысяча человек не могли бы его стащить с него, гласит легенда. (Рукописный фонд Центральной научной библиотеки АН Казахской ССР, 658, №8).

«Отступая, человек теряет рассудок, не в состоянии контролировать себя. Всякое я видел, но не видел другого такого, как Баян, кто бы искусно владел пикой. Многие возомнили себя в ауле батыром, но на поле боя равного Баяну нет», — говорил Абылай о другом своем батыре. «…Прадед Чокана умел окружать себя выдающимися людьми, подобными министрам и маршалам Наполеона, и песни, и сказания о подвигах батыров Абылая хранятся в памяти народной до сих пор», — писал вполне обоснованно академик Академии наук Казахской ССР покойный Евней Арыстанович Букетов («Простор»№ 11, 1985 г. стр.140).

Шота ВАЛИХАНОВ,
заслуженный архитектор Казахстана, академик Академии социологических наук, лауреат государственной премии Казахстана.

(Продолжение следует).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также