Научные исследования показывают, что ученики сохраняют в памяти примерно: 10% из того, что читали, 20 % из того, что слушали, 30 % из того, что наблюдали, 50 % из того, что видели и слышали, 70 % из того, что высказывали и обсуждали, 90 % из того, что высказывали и практически выполняли.
В правильности этих выводов ученых мы убедились на практике. В нашей школе научное общество учащихся «Новый проект» создано в 2003 году. За эти годы десятки наших учеников смогли приобщиться к исследовательской работе, приобрели новые знания и навыки, которые помогут им в будущем, независимо от того, какую профессию они выберут.
Чем раньше ученик заинтересуется исследованиями, тем больше шансов на хороший результат в дальнейшем. Ученик третьего класса Миша Одиноков вместе со своим учителем Натальей Кравчук готовит работу о целебных свойствах меда. Правильнее сказать, что этим занимается вся семья мальчика. У его дедушки своя пасека, так что с материалом для экспериментов проблем нет, консультации получает непосредственно возле ульев. Его работу мы представим на районный тур республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов учащихся 1 -7 классов «Зерде».
Исследовательская деятельность учащихся — это самый надежный способ профориентационной работы. Очень часто тема, над которой ученик работает в школе, определяет и выбор будущей профессии. Уже через год после начала работы научного общества наши юные исследователи презентовали свои работы в Астанинском институте управления, академии «Туран».
В 2009-2010 учебном году члены школьного научного общества принимали участие в конкурсе творческих проектов, организованном Казахской инженерно-технической академией. Гульден Байбусинова заняла первое место. В своей работе она анализировала ход реализации Посланий Президента страны в Жаксынском районе. Гульмира Матембаева, занявшая второе место, представила бизнес-план свадебного салона. Обе девочки получили грант ректора, учатся в академии, активистки. Гульден стала президентом студенческого совета этого известного вуза. Там же по гранту ректора успешно учатся Алибек Жангожин, представивший план производства йодированного хлеба в Жаксынской хлебопекарне, и Гульмира Сагандыкова. Тема ее работы — «Летопись школы как основа создания школьного музея».
Исследовательская деятельность в школьные годы позволяет выстроить цепочку школьник — студент, помогает первокурсникам быстрее и легче адаптироваться к студенческой жизни.
Мы всегда нацеливаем детей на то, чтобы в своих работах они обращались к нашим жаксынским проблемам и потребностям. Сегодня выпускники, ставшие студентами, приезжают на каникулы, говорят о том, что желание вернуться в район и реализовать свои проекты не пропало.
Даниэль Радомский думает над расширением семейного бизнеса. В прошлом году в Астане он презентовал бизнес-план строительства банно-гостиничного комплекса. Вернувшись, стал работать над темой с еще большим интересом. В этом году, став учеником одиннадцатого класса, будет принимать участие в международном конкурсе исследовательских проектов по механике и математике им. Умирбека Жолдасбекова в Алматы.
В прошлом году проект Серика Нуржанова и Лолы Худайбергеновой «Реконструкция хлебопекарни и кондитерского цеха «Сказка» занял второе место в этом серьезном и престижном конкурсе. Приказом министра образования РК авторы проекта были награждены дипломами второй степени, дающими право на получение государственного образовательного гранта. Сегодня Серик Нуржанов и Лола Худайбергенова учатся в Костанайском государственном университете.
Желающих заниматься в нашем научном обществе с каждым годом становится все больше. Во всех начинаниях нас всегда поддерживает директор школы Акжаркын Саутова. Она подчеркивает, что исследовательская работа учащихся очень важна не только для них самих, но и для учителей, всего педагогического коллектива. Учитель становится организатором деятельности, консультантом и коллегой своего ученика по решению проблемы, поиску информации из различных источников.
Учитель химии Зауре Кабдуллина руководит работой семиклассниц Асель Копеевой и Адемы Атыгаевой «Интересно о хлебе». Обе девочки стали призерами районного тура республиканского конкурса научных проектов «Зерде».
А ученик четвертого класса Глеб Островский на этом конкурсе стал обладателем приза зрительских симпатий. Его иллюстрации к русским народным сказкам размещены в республиканском журнале. Это высокая оценка труда учителя изобразительного искусства Ляззат Сакишевой.
На примере нашего научного сообщества «Новый проект» мы воочию видим, что исследовательская работа, как никакая другая учебная деятельность, помогает сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, профессиональной и социальной адаптации.
Фуна ТУМГОЕВА,
заместитель директора по научной работе Жаксынской средней школы №2.