Настоящее имя Абылая — Абильмансур, называли его и «Сабалаком» (Лохматый). Родился он в 1711 году в городе Ургеньш. Оставшись один из семьи, Абильмансур присоединяется к отряду хана Абильмамбета, показывает чудеса храбрости, отваги и сообразительности, и стремительно взлетает на вершину славы казахских степей. Вскоре забывается не только имя Сабалак, но и настоящее имя — Абильмансур. И под именем Абылая ставит задачу объединить всех казахов, очистить священную землю от всех недругов и создать мощное государство. Он сравнивал жизнь своего народа с жизнью зайцев, со всех сторон окруженных волками. Удивительное сравнение!..
Не скрывал своих жадных аппетитов русский царь. Волжские калмыки и башкурты, яикские и сибирские казаки, Хивинские и Кокандские ханства, киргизские манапы со всех сторон нападали с жадностью голодных волков. Беспокоили постоянно джунгары. Абылай стал собирать вокруг себя отряды из смелых и сильных казахских жигитов. Разбив на боевые отряды, он стал воспитывать в них смелость и дисциплину, умение воевать, пользоваться боевым оружием. Но самым грозным оружием отрядов Абылая были: горячее верное сердце, отвага, храбрость, высокий дух, заставляющие воинов жертвовать собой для достижения великой цели. Враги вскоре в этом убедились сами, получив достойный отпор и терпя поражение за поражением, особенно это почувствовали джунгары, которые постоянно совершали набеги на богатые казахские аулы. Абылай несколько раз громил главного неприятеля и в 1750 году произошло последнее сражение на реке Аягуз (Светлое око). Враг, который на протяжении 150 лет терзал казахские земли, потерпел сокрушительное поражение.
Когда хана Абильхаира пригласили в Оренбург для переговоров, Абылай поехал вместе с ним. На переговорах главную роль играл Абылай, Абильмамбет только лишь присутствовал при нем. Русские чиновники были удивлены широтой кругозора Абылая, его выдержкой, смелостью при решении острых вопросов, глубиной ума, дипломатической прозорливостью, ораторским искусством.
Абылай понимал какую жесткую политическую игру затеяли русские чиновники. Все его нутро было против, но дальновидный политик понимал, что с русскими сейчас нельзя ссориться. К тому же он надеялся покончить с джунгарами, используя орудия и помощь русских.
Теперь всеми его помыслами завладел Восточный дракон. Богдыхан в 1756 году огромной армией напал на джунгар, разгромил и уничтожил некогда сильнейшее Джунгарское государство. Такую же судьбу готовил и казахам. Краевед С. Пресняков из Петропавловска, приводит такие факты:
«…Отряды казахов, состоящие всего из 30-40 тысяч сарбазов противостояли 600-800-тысячной армии китайцев». Если верить словам краеведа, то трудно в истории найти еще такой факт, когда Командующий войсками повел свою армию на противника в 20 раз превосходящего его. Но Абылай не испугался, он срочно повел свои отряды навстречу врагу, к границе, чтобы не допустить неприятеля на землю своих предков. На земле Восточного Туркестана он встретил врага. Малочисленные казахские сарбазы не дрогнули. Больше того, они согнали чужеземцев со своей земли. Там, где было трудно противостоять превосходящим силам противника, отряды Абылая уходили, путая следы. Богдыхан понимал, после всех этих уроков Абылая, что оружием его не одолеть, надо переходить к переговорам. И Абылай также понимал, что изнурительная война с многочисленной китайской армией к добру не приведет. К переговорам Абылай готовит отряд во главе с батыром Богенбаем. В качестве заложника, гарантируя верность своим словам, он посылает своего сына Зулкарная, а также зная любовь Богдыхана к лошадям отправляет в подарок 30 чистокровных скакунов одной масти — серых в яблоках. Также направил Богдыхану устное приглашение. Начались дипломатические отношения с империей Цин.
В своей дипломатии Абылай исходил из политики поиска общего языка как с русскими, так и с китайцами. Причем не скрывал этого, а объявлял обо всем громогласно. Шел на мелкие уступки, не приносящие вреда своему народу или его чести и достоинству. Абылай решал и удовлетворял без колебаний желания соседей. Однако ни перед кем не склонял головы, не уступал главного, если это касалось гордости народа и его чести. Один только пример. В 1771 году умер хан Абильмамбет и представители трех жузов, собравшись вместе, объявили ханом Абылая. Россия была недовольна таким решением. По ее мнению, для решения такого вопроса необходимо было разрешение Императрицы Екатерины II, но Абылай не посчитался с этим. Поняв, что из противостояния ничего не получится, Императрица была вынуждена 28 октября 1778 года утвердить звание «хана» за Абылаем и послать ему в Оренбург подарки в виде соболиной шубы, бобровой шапки и серебряной сабли. Однако Абылай в Оренбург не поехал из-за «дальности расстояния». Тогда подарки были привезены в Петропавловск, но Абылай не едет и туда…
Справедливость бесценна. В свое время русские государственные деятели, видевшие Абылай-хана, достойно оценили его и высоко отзывались о нем. Необходимо помнить и о том, что Абылай-хан поддерживал тесные дипломатические связи с Афганистаном, Ираном, Турцией, без переводчиков разговаривал с их послами и делегациями, ибо владел свободно семью языками. И еще, был очень музыкальным человеком. Он обосновал школу «Торелер кюи» (Кюи чингизидов). Ему принадлежат около тридцати кюев, среди которых — «О, моя Родина!» и «Боевое знамя». Все они рождены при определенных обстоятельствах. О глубине содержаний кюев Абылай-хана, красоте их звучания, говорил в свое время ученый-музыковед, непререкаемый авторитет в музыкальном искусстве — Александр Затаевич. И можно бесконечно восхищаться, что Великий хан, который всю свою жизнь провел в борьбе за счастье и независимость своего народа, к тому же написал столько замечательных музыкальных произведений.
Когда Абылай-хан умер, его тело было перевезено и захоронено в Туркестане, в мавзолее Ходжы Ахмета Яссави. Имя Абылая сегодня олицетворяет верность народу, является гордостью потомков!
Естай МЫРЗАХМЕТОВ, писатель.