Память
Для меня, профессионального военного, ветераны Великой Отечественной войны есть и будут людьми особой категории. Моя жизнь прошла рядом с ними. В первую очередь — это мой отец — Томаш Антонович и его боевые друзья. Впоследствии, уже в армии, это были мои командиры. О той войне я знал из воспоминаний очевидцев. Перед их подвигами всегда преклонялся. Так сложилось, что из 30-летнего срока службы, более 20 лет прошли в военных комиссариатах Кокчетавской и Акмолинской областях, где приходилось постоянно контактировать с этой категорией граждан, разбираться в их жизненных перипетиях. Всегда старался хоть как-то каждому помочь. Будучи военным комиссаром города Кокшетау, требовал этого от своих подчиненных.
Сегодня во многих городах и районных центрах, на центральных усадьбах сел установлены памятники павшим землякам в ходе сражений. Они стали местом, где в дни празднования Победы преклоняли головы перед их подвигом. На моей же малой Родине, в селе Келлеровка тогда Кокчетавской, а сейчас Северо-Казахстанской области, такого памятника не было долгое время.
По этому вопросу я неоднократно обращался к руководству района, где вразумительного ответа не получал. Все строилось на том, что в Келлеровке в основном проживали депортированные поляки и немцы, которых, как считалось, на фронт не призывали, а значит и не было погибших. В день Победы наши ветераны войны и жители Келлеровки ходили в соседнее село. Исправить эту несправедливость и установить памятник погибшим землякам в их родном селе удалось лишь в наше время.
Правда, для воплощения задуманного пришлось хорошо потрудиться. В первую очередь, нужно было восстановить точные данные о погибших келлеровчанах. По крупицам стал заниматься сбором необходимых сведений из архивов военных комиссариатов Кокшетауской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областей. Но самый богатый материал получил в архивах Министерства обороны Российской Федерации, городов Подольска и Москвы, где и добыл сведения о о том, что в годы войны погибли 25 уроженцев и бывших жителей села Келлеровки. С этими неопровержимыми сведениями обратился в администрацию района по поводу установки памятника погибшим землякам. И опять, в который раз, получил отказ. Теперь уже мотив был другой — отсутствие денег на строительство. Вот я и решил идти другим путем. 9 мая 2012 на торжественном митинге обратился к жителям Келлеровки поддержать идею строительства памятника погибшим землякам в нашем селе. И получил «добро». На сходе жителей келлеровского сельского округа составили письмо акиму района. Для координации начатой работы создали инициативную группу из наиболее активных и авторитетных жителей села. Возглавил ее Сергей Зальвовский, пользующийся заслуженным уважением среди односельчан. Члены инициативной группы и добровольцы занимались сбором средств от жителей села на строительство будущего памятника, автором которого стала моя жена Альбина. Как специалист, она осуществляла технический контроль хода строительства. Элементы будущего памятника уже были изготовлены, требовался расчет за выполненный заказ, но денег, которые сдали келлеровчане, явно не хватало. Ситуация казалась тупиковой. И мы решили обратиться к бывшим жителям Келлеровского района, ныне проживающим в Кокшетау. Уверенности в успехе не было, но, узнавав о добром деле, из 42-х жителей Кокшетау — руководителей организаций и предпринимателей, как оказалось, отказала только одна бизнесвумен. Суммы были разные — от двух до ста тысяч тенге, так было собрано по г. Кокшетау 581 тысяча тенге, кроме этого была оказана безвозмездная спонсорская помощь в виде выделения строительных материалов и их доставки в Келлеровку. Это была существенная помощь кокшетауцев. Всех поименно не перечислить, но благодарю каждого за его вклад в создание задуманного проекта памяти погибших. Жители Келлеровского сельского округа сдали более четырехсот тысяч тенге. Были случаи, когда люди отдавали деньги, не имея достаточных средств, и это было вдвойне трогательно.
В строительстве Памятного Знака принимали участие многиежители села, молодежь. Помогали кто чем мог. По сути, объект был построен народом и на его деньги. Наше сооружение получилось красивым, величественным и стало украшением села. Дважды посетил стройку аким Таиншынского района Серик Салтыков. Один раз совместно с депутатом Мажилиса от партии «Нур Отан» Анатолием Маковским, одобрившим наш проект.
В течение года работы произошла смена двух акимов района и трех акимов сельского округа. Все это создавало определенные трудности, так как от каждого вновь назначенного требовалось согласие и поддержка. К чести сегодняшнего акима округа Ержана Жумабаева, он оказался самым активным нашим помощником. Лично сдал большую сумму на строительство, своим трудом принимал непосредственное участие в строительстве. Большая ему благодарность за его поддержку. Невероятно, но начав строительство в конце июня, к сентябрю мемориал уже был готов. Позади были тревожные дни, труд каждого члена инициативной группы и большинства жителей села. И вот состоялось торжественное открытие Памятного Знака. Прибыло много людей из других регионов. Присутствовали представители оборонного ведомства Северо-Казахстанской и Акмолинской областей. Заместитель председателя Союза ветеранов и инвалидов войны в Афганистане Александр Аздравин в лампадке доставил из Кокшетау пламя от Вечного огня у памятника погибшим фронтовикам, от которого и был зажжен факел Вечного огня на мемориале в Келлеровке.
Мероприятие прошло торжественно и величественно. Духовой оркестр играл мелодии военных лет. Выступающие благодарили создателей. Аким Таиншынского района Серик Салтыков и председатель совета ветеранов Иван Гавшин чествовали инициаторов, спонсоров и всех принимавших участие в строительстве. Асами келлеровчане говорили о том, что у них теперь есть место, куда они могут прийти в праздничные дни и поклониться своим землякам, сложившим головы на полях сражений.
Необъяснимый факт произошел в момент открытия. Когда мы подходили к пьедесталу, чтобы снять закрывавшее его покрывало, стояла абсолютно безветренная погода, и тут вдруг, к нам в ноги, без чьей то помощи, падает это самое покрывало. У людей был шок. В это время над Памятным Знаком пронеслась стая голубей, которые — скорее всего и спровоцировали произошедшее, но молва тут же решила — это души погибших земляков слетелись в образе голубей поблагодарить за воссозданную память о них. Мистика, но я очевидец всего этого. Вечная память моим землякам!
Еще раз низко кланяюсь и благодарю всех, кто поддержал меня и оказал содействие в строительстве Памятного Знака. Слава погибшим должна быть вечной!
Владимир БАЙКОВСКИЙ,
полковник в отставке,
уроженец села Келлеровка.
P.S. Они погибли на полях сражений, но в памяти нашей они — живы. Из письма с фонта родным в Келлеровку от Льва Червоного: «Дорогие родные, извините за долгое молчание, все время были в боях. Меня наградили нагрудным знаком «Отличный минометчик» и медалью «За отвагу».
Выписка из приказа по десятому воздушно—десантному полку:
«От имени Президиума Верховного совета Союза ССР наградить медалью «За отвагу» наводчика минометной роты первого стрелкового батальона, гвардии рядового Льва Червоного за то, что он при наступлении на стратегическую высоту огнем из миномета уничтожил до 20 гитлеровцев, выпустив за день до 500 мин».
Выписка из наградного листа на старшего лейтенанта Кирилла Сорокина, заместителя командира первого стрелкового батальона:
«В боях за освобождение Латвийской ССР проявил исключительную смелость. С двумя ротами отбил несколько контратак противника и нанес ему большие потери в живой силе, уничтожив два взвода солдат и офицеров, три пулеметные огневые точки. За проявленное мужество и умелое руководство боем наградить Правительственной наградой -орденом «Отечественной войны 2 степени».