НПО — за свободную и честную конкуренцию

106-2-1Законопроект
Как мы уже сообщали, в областном центре состоялся «круглый стол» на тему «Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере развития институтов гражданского общества и правовой политики в свете «Стратегии-2050», организатором которого выступило управление внутренней политики. Обсудить актуальные вопросы, касающиеся жизни НПО, и ознакомить их представителей с очень важным для этой деятельности разрабатываемым законопроектом «О государственной поддержке неправительственных организаций», приехал заместитель директора ЧФ « Институт Европейского права и прав человека» Даулет Ашимхан, выступивший модератором данного мероприятия.

— По поручению Главы государства, в рамках процесса социальной модернизации казахстанского общества требуется «осовременить» институты гражданского общества,- констатировал он, — именно они должны стать действенными инструментами реализации социальных инициатив граждан. В этой связи предлагаемый законопроект направлен на приведение практики осуществления государственного социального заказа и работы государственных органов с НПО в соответствие с современными реалиями, а также международными стандартами. На сегодняшний день численность НПО в стране превышает 27 тысяч организаций. Они действуют в различных направлениях и отраслях социальной сферы, здесь заняты более полутора миллионов человек. При этом специального закона, объединяющего нормы, регулирующие порядок организации деятельности НПО и их взаимодействия с государством, наданный момент не существует.

Популярно, с помощью слайдов модератор пояснил главные направления законопроекта, подчеркнув, что основной его идеей является установление правовых, экономических и организационных основ государственной поддержки неправительственных организаций в Республике Казахстан. Кроме того, законопроект направлен на расширение условий для развития НПО и совершенствование системы выделения государственного социального заказа. В настоящее время он осуществляется в рамках законодательства о государственных закупках, что в значительной степени ограничивает возможности НПО для участия в конкурсах. По мнению гостя, конкурсные процедуры госзакупок не способствуют выбору наиболее эффективных социальных проектов и программ, так как победитель конкурса определяется из числа поставщиков, представивших наименьшее ценовое предложение. Предлагаемый же законопроект выводит государственный социальный заказ из сферы госзакупок и предполагает проведение конкурса среди неправительственных организаций, вошедших в реестр неправительственных организаций, осуществляющих общественно-полезную деятельность. Также предусматривается введение новой формы государственной поддержки неправительственных организаций в виде премий за значительный вклад в решение социальных задач республиканского, областного и регионального уровней. Важной новеллой законопроекта является определение Правительством РК из общего состава НПО республики реестра общественно-полезных организаций для их дальнейшей всесторонней поддержки и развития.

Принятие законопроекта будет способствовать устойчивому развитию НПО, позволит укрепить их финансовую стабильность, кадровый, профессиональный потенциал.

В работе «круглого стола» приняли участие многие руководители НПО областного центра, они задавали немало вопросов, один из которых звучал так: насколько был учтен мировой опыт в законопроекте. Из ответа следовало, что он разработан с учетом рекомендаций Международного центра некоммерческого права, обобщившего опыт нормативного регулирования данного вопроса в ряде стран, втом числе США и государств Европы. Как оказалось, спонсируемые Правительством программы финансирования институтов гражданского общества посредством грантов, существуют во всех европейских странах, США, на пространстве СНГ в Азербайджане, Украине, Российской Федерации.

Интересовал присутствовавших и перечень основных принципов для организации конкурсов по выдаче грантов и оценке проектов. Прописанные в законопроекте основы для присуждения грантов импонировали всем, это — прозрачность и открытость, равное отношение к соискателям, установление объективных критериев, свободная и честная конкуренция, широкое информирование о государственном финансировании, отчетность, ответственное использование полученных средств и четкие правила отчетности, целевое использование. В принципах четко прописана и приоритетность поддержки деятельности НПО, содействующих стабильному развитию гражданского общества, улучшению качестважизни различных групп населения в соответствии со стратегическими целями развития страны. И это тоже нашло понимание и поддержку у акмолинцев. Но все же в своих выступлениях в ходе «круглого стола» они акцентировали внимание на необходимость строгого следования, прописанного в законопроекте пункта о том, что «компетентные государственные органы формируют госсоцзаказ с учетом предложений от НПО по тематике лотов».

Как проинформировал модератор, после вступления в действие нового законопроекта утратит силу прежний закон «О государственном социальном заказе» с его очевидными недостатками, что позволит отсеять многих из недобросовестных НПО. Эффективность реализации социальных программ и социальных проектов теперь выходит на первый план. Говорил он и отом, что работающие в стране международные организации тоже должны будут теперь отчитываться о своей работе и вносимом ими вкладе, чтобы не получилось, как иногда еще бывает, что общество толком и не знает, чем они конкретно занимаются.

Вносились предложения также о том, к примеру, что надо бы точнее прописать механизм действия предлагаемых законопроектом советов по взаимодействию и сотрудничеству госорганов с НПО, а также многие другие, которые, по мнению присутствующих, должны быть обязательно услышаны, — «иначе зачем мы собирались?».

Говорилось и о наличии в среде НПО организаций-однодневок, изжить которые также ставит своей целью законопроект. На сегодняшний день, повторимся, в Казахстане зарегистрированы порядка 27 тысяч НПО, но большинство из них существуют лишь на бумаге. Как подчеркнул один из участников «круглого стола», председатель ОО «Казак тілі және мәдениеті» Мейрамбек Кийков, в новом законе не должно существовать расплывчатых, обтекаемых норм, дающих почву для коррупции. Он поддержал озвученное в прессе мнение представителей неправительственного сектора о том, что проект необходимо обсудить на общественных слушаниях в Парламенте.

Выслушав собравшихся, модератор пообещал, что высказанные ими предложения будут обязательно проанализированы и учтены в дальнейшей работе.

Александра МЯКОТА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также