Улыбнитесь друг другу! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку! Улыбайтесь и вы будете нравиться людям. Так мы входим в толерантное пространство.
Ни своим собственным детям, ни студентам, никогда не говорю в лоб: «Будьте толерантными!», просто считаю, что в основе всего лежит любовь, невозможно научить быть толерантным, если не прививать чувство любви. Как педагог и как человек солидарна с мнением Бальдура Назарова: «Почему мы говорим о воспитании толерантности, а не говорим о воспитании человека, способного любить и себя, и мир вокруг? Мир, состоящий из людей, вещей и явлений — разных, но одинаково ждущих и заслуживающих любви».
Ежегодно, встречая своих первокурсников, мы имеем этакий разноцветный пластилин, из которого предстоит к выпуску вылепить не просто парикмахера, портного, сварщика, а дать обществу человека, способного смотреть на мир с двух точек зрения: «другой» и собственной. Многолетний опыт показывает, что формирование толерантности как средства межкультурной коммуникации дает желаемый результат в условиях межкультурного диалога ровесников. В арсенале педагогов колледжа множество форм такой работы: диалоговые площадки, информационные, классные часы, беседы, лекции, часы откровения, психологические практикумы и многое другое.
Объединяющим звеном в системе воспитания толерантности в колледже является работа молодежной организации колледжа «Жас оркен». Ежегодно по инициативе самих лидеров-жас-оркеновцев проводится конкурс-презентация молодежных проектов «Толерантный мир». Ребята представляют удивительные по содержанию и практической значимости проекты, такие, например, как: «Толерантность моей семьи», «Я — сын двух народов», «Древо моей семьи», «Мы разные, но равные», «Мы — казахстанцы», даже такие как «Толерантность на праздничном дастархане». Такие мероприятия не просто привлекательны педагогически, они в обязательном порядке приводят к позитивным изменениям в сознании подростков. Да и как тут может быть по-другому, если авторами проектов являются: Кенже Орлов, Екатерина Кадцыбае-ва, Айгуль Шотт, Эдуард Мусин и другие дети из интернациональных семей. Исследуя свои генеалогические корни и создавая семейное древо, некоторые ребята обнаруживают в своем роду до 10-15 представителей народов Казахстана.
Безусловно, конкурсы, праздники завершаются, а жизнь продолжается со всеми своими реалиями и педагогически сложными зонами. Они таят в себе множество рифов и подводных течений, где молодой человек может просто потеряться, столкнуться с неприятием, отторжением, жестокостью. Вот здесь педагогу важно быть умным, тактичным, терпеливым лоцманом, обладающим педагогическим чутьем и мастерством, чтобы без душевных травм и потерь вывести своих подопечных из этих зон. Для этого, в первую очередь, необходимо использовать богатое художественное наследие разных национальностей, объединенных в нерушимое понятие — народ Казахстана. Это история, культура, традиции, литература, музыка, декоративно-прикладное, изобразительное искусство, театр, религия и, конечно, язык. Важно при этом подать информацию грамотно, подключая к этому процессу самих ребят, чтобы итогом стало твердое убеждение, что нет народа лучше или хуже другого, главное в каждом: какой он человек, а не к какой национальности принадлежит. Знакомство с художественными ценностями различных народов позволяет утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества и учит межкультурной коммуникации. Воспитание этнической и религиозной толерантности на практике способствует формированию навыков противодействия экстремизму и радикализму.
Обучаясь в колледже, наши студенты получают первый жизненно важный опыт межкультурной коммуникации.
Этот опыт будет наиболее результативным, если он усваивается на партнерских началах: педагог — студент, происходит взаимопроникновение и взаимообогащение опыта толерантности. Это создает особенные доверительные отношения, наполненные аурой добра и понимания. Если это происходит, то такого рода опыт выпускник колледжа использует как нравственную ценность в период профессиональной адаптации.
Для педагога это тоже экзамен, сданный на «отлично». Когда такие отношения между педагогом и студентом привычны, они создают условия для повседневного самопроявления толерантности, что в свою очередь, вырабатывает ее устойчивый навык. Это, как пазл, правильно поставленный в общую картину личностного роста и залог будущего коммуникативного успеха в жизни.
Запала в душу когда-то услышанная фраза: «Толерантность — не равнодушие, а труд души». Надо научиться самому не просто смиренно принимать все, что непохоже на тебя, на твой взгляд, на твое мнение, просто показать, что вокруг тебя происходит не так: от экологических бедствий до издевательства над слабыми, неуважения к старости или национальная вражда, и это заставит душу трудиться.
Наталья РУМЯНЦЕВА,
заместитель директора по воспитательной работе Сервисно-технического колледжа №1 г. Кокшетау.