По обращению в редакцию
Живые очереди — явление неприятное, непредсказуемое и даже взрывоопасное. Но то, что нам довелось увидеть у регистратуры Кокшетауской городской детской поликлиники в день предварительной записи на прием к узким специалистам, мягко говоря, обескуражило. С чего вдруг такой наплыв?
Прийти сюда нас заставил телефонный звонок: взволнованная женщина кричала в трубку, что ее ребенка посылают платно проходить медосмотр для поступления в школу, а очередь такая, что все ругаются и даже дерутся.
Народу действительно собралось так много, что холл поликлиники оказался мал, и добрая половина страждущих получить заветный талончик на прием к невропатологу, лору, офтальмологу или хирургу для своего чада стояла прямо на улице под палящим в тот день солнцем. Среди изрядно уставших к одиннадцати часам людей (запись начинается с восьми утра) было немало пожилых, беременных женщин и, главное, маленьких детей. Как ни прискорбно, но факты оскорблений и даже рукоприкладства тоже имели место…
— Уже несколько лет два раза в месяц мы практикуем предварительную запись на прием к узким специалистам, — рассказывает заведующая отделением горполиклиники Алия Дарбаева. — Сделали это для удобства пациентов. Родители могут заранее записать ребенка на удобный для них день и время. Все давно отработано и никогда не было такого столпотворения.
Алия Дарбаева считает, что причиной случившегося безобразия являются нерасторопность и непросвещенность родителей маленьких пациентов. Дождались до середины августа, а теперь кому медосмотр пройти, кому грыжу удалить, кому очки выписать, кому в «Болашаке» оздоровиться. К тому же большая часть родителей зря толкается в этой очереди — медосмотр, на который послали ихдетей, в силу возраста ребенка не предполагает посещения узких специалистов.
Кто же должен своевременно уведомить мам и пап, каких врачей необходимо посетить и какие анализы следует сдать их ребенку в определенном возрасте? Конечно, прежде всего участковые педиатры, обеспеченность которыми, по словам руководителя отдела охраны здоровья матери и ребенка облуправления здравоохранения Бибигуль Иманкуловой, составляет всего 50%. Недосуг им санпросветом заниматься. Но ведь есть на участках средние медработники, и с их укомплектованностью все в относительном порядке (примерно 90%). А еще сведения о профилактических осмотрах детей просто необходимы на информационных стендах в самой поликлинике и СВА. В день нашего посещения медучреждения таковых не оказалось.
В беседе со стоящими в очереди родителями выяснилось, что далеко не все оформляют своих чад в первый класс или детский сад. Были, например, родители ребенка двух с половиной лет, которого необходимо положить в конце августа на плановое лечение в «Болашак»; бабушка добивалась приема к окулисту своего 11-летнего внука, который вдруг стал плохо видеть. Еще один ребенок четырех лет не смог попасть к невропатологу в первой половине августа, хотя и был записан («…говорят у врача ребенок заболел…»), и папа вновь стоял, отпросившись с работы, с восьми утра в очереди.
У каждого из моих собеседников в руках были направления или медкарты детей, на которых везде обозначен единый срок записи к необходимым специалистам — 15 августа. Медики сами создали эту очередь, высказывались разгоряченные родители. С утра в регистратуре при таком наплыве всего одно окно работало. Дозвониться потелефону, чтобы записаться, в такие дни практически невозможно (не смогли этого сделать даже после обеда и мы), ну, а пользоваться электронной госуслугой пока еще не привыкли.
Руководство горполиклиники признало упущения в организационных вопросах своей деятельности в пред школьный период. Сейчас очереди возле регистратуры нет. Информацию о детских профосмотрах вывесили. Правда, скорее для «галочки», чем для пользы: вряд ли даже любознательный родитель извлечет необходимую конкретно для него информацию из листка формата А4, испещренного множеством «минусов» и «плюсов» на пересечении возрастов и названия узких специалистов и анализов.
А, впрочем, до этого ли сегодня детским врачам, если практически каждый педиатр, не говоря уже об узких специалистах, работает практически за двоих. В той же горполиклинике нет детского кардиолога, травматолога, аллерголога, хирурга — приходится привлекать специалистов из других медорганизаций. И, как утверждает администрация поликлиники, отправить родителей к платным специалистам на медосмотр даже пожеланию родителей не получается.
Между тем, в нынешнем году казахстанские медвузы выпустили последних студентов, обучавшихся по специальности «педиатрия». В 2006 году был принят новый стандарт медицинского образования, согласно которому специалистов педиатрии было решено учить в рамках специальности «общая медицина». Теперь пожелавшему стать педиатром студенту медвуза надо дополнительно к семи годам университета обучаться еще два — три года.
Валентина ТЕПЛЯКОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.