Это было давно. Как-то получил приглашение на очередное юбилейное мероприятие. Когда стал собираться в дорогу, сослуживец с улыбкой сказал:
— Вам не кажется, что у нас в последнее время многовато стало празднеств? С экономикой вон что делается, у соседей тоже не все ладно, конечно же, мы заботимся о всеобщей стабильности, печемся о том, как бы поправить создавшееся положение. Все же не напоминают наши действия в этих условиях пир во время чумы?
Долго не выходил из головы этот вопрос.
Если в стародавние времена казахи использовали летнее время в основном для откочевки на джайлау, для проведения поминок по усопшим, организации, говоря современным языком, конно-спортивных мероприятий, то другие народы больше стремились к решению бытовых проблем, укреплению в целом основных жизненных устоев. В советское время все знаменательные события были приведены Центром в определенную систему: праздники, съезды, большие форумы заранее вносились в календарные графики. Но быть зачисленным в этот престижный список прямо зависело от власть предержащих, от «больших» людей. Кому-то и в этих условиях удавалось проявлять удивительную изворотливость, смекалистость и добиваться возвышения авторитета, достоинства своих народов, нам же, не секрет, чаще выпадала доля стороннего зрителя, с восхищением и завистью наблюдающего за происходящим. Хотя наш народ был нисколько не ниже других ни в интеллектуальном отношении, ни в плане способностей и возможностей, но зачастую он оставался в тени.
Правда, 1100-летие великого Абу Насра аль-Фараби отмечалось в Казахстане. Пир был, как говорится, на
весь мир. В этом велика была заслуга директора Института востоковедения Академии наук СССР, выдающегося ученого из Таджикистана, человека большого гражданского мужества Б.Гафурова. Никто из Кунаевых, хотя один в то время возглавлял республику, другой — Казахскую академию, не смог с твердой убежденностью заявить, что аль-Фараби — уроженец казахской земли, из рода кипчаков, выходец из славного Отрара. По их мнению, достаточно было того, что «второй Аристотель» — «представитель тюркоязычных народов». Созданная в республиканской академии наук при Ш.Есенове «Научная группа фа-рабиведения» с течением времени стала распадаться, вместо развития, укрепления своих позиций покатилась вниз по наклонной.
Бытует пропитанное сомнением выражение о том, что «истину минувших дней никому не дано познать сполна». С ним мы сталкивались еще в дни празднования 150-летия со дня рождения Шокана Уалиханова. Передовые, развитые страны и народы юбилеи своих великих людей непременно вносят в список ЮНЕСКО и стремятся восполнить искусственно нанесенные «белые пятна» своей истории, открыть истину прошлого, поднять авторитет нации.
Общественность республики два десятка лет назад впервые широко отметила 300-летие народных батыров, организаторов победных походов против джунгар Кабанбая и Бугенбая, 210-летие Сыпатая, 200-летие Исатая иМахамбета, 150-летие Мухита, 130-летие Мурун-жырау, а также 60-летие рано ушедшего из жизни весьма талантливого, одаренного поэта Мука-гали Макатаева. Ряд из этих юбилеев уже стал достоянием истории. Особенно значимые торжества состоялись натургайской земле: я имею в виду дни Ахмета Байтурсынова и Мир-жакипа Дулатова.
Празднуя юбилеи этих людей на их родной земле, мы не просто воздаем дань уважения их памяти, а сделали еще одно существенное усилие по повышению национального самосознания народа, его авторитета. Только с обретением нашей независимости стало возможным сказать научную истину об Ахмете и Миржакипе, заняться исследованием их богатого духовного наследия. Теперь их светлые образы стали звездами первой вели-
чины (каковыми, кстати, были всегда) на интеллектуальном небосводе казахской нации.
В этом году мы отмечаем еще один важный юбилей — 300-летие хана Абылая, так много сделавшего в свое время для объединения казахов, для создания централизованного независимого государства между двумя гигантами -российской и китайской империями. Убежден, проведение на должном уровне этого мероприятия будет иметь важные политические и нравственные последствия. Казахский народ, особенно молодежь, в недалеком прошлом искусственно оторванные, отчужденные от своей истории и культуры, вновь и еще глубже, четче будут иметь объективное представление о пройденном пути.
Самые напряженные и судьбоносные страницы казахской истории связаны с эпохой деятельности Абылая. Мы с позиций сегодняшнего дня убеждаемся, что проводимая им политика была исторически оправданной и верной. Если, к примеру, у человека отобрать последний кусок хлеба, нажитое годами имущество, а самого лишить свободы и превратить в раба, ему вряд ли понравится такая доля. А ведь именно такая участь не раз постигала наш народ, немало выпало на его долю и радостей, и горя. Неслучайно в наших народных мелодиях преобладают грустные ноты.
С удивительной прозорливостью, предчувствуя нелегкое будущее родного народа, Абылай проводил гибкую политику. То, что он сумел сохранить Казахию, находясь между двумя грозными державами, заставляет задуматься любого. К сожалению, иные историки и политики смотрели на родную историю не с точки зрения реализма, а с позиции имперского мышления, в результате чего белое стало черным, красное — зеленым. И в этом плане самый первый и мощный удар тогда, пожалуй, был нанесен по Абылаю, его представили перед потомками в образе коварного, двуличного правителя. Хотя известно, что и до сих пор на некоторых из тех, кто неустанно борется за сохранение и упрочение нашей святой независимости, суверенитета, и сегодня нет-нет да навешивается ярлык националиста.
К счастью, настали совершенно другие времена, изменились порядки, другим стало и сознание людей. В настоящее время в Акмолинской облас-
ти, на родине великого хана, ведется большая подготовительная работа к его юбилею. Проводятся тематические мероприятия, широкую разъяснительную пропаганду развернули государственные органы, средства массовой информации, общественные организации. Координирует всю эту многогранную деятельность областной оргкомитет во главе с руководством области. Поставлена задача, как говорится, всем миром принять участие в проведении общенародного тоя огромной значимости.
Отрадно, что с этим знаменательным событием параллельно проходят юбилеи Кожаберген жырау и других славных сынов земли казахской. Было бы уместно в честь дорогих нам личностей воздвигнуть памятники, назвать их именами улицы, культурно-просветительные учреждения, другие объекты. Так их славные дела останутся навечно в памяти народа, будут постоянно служить духовному обогащению и будущих поколений.
В этой связи, считаю, следовало бы подумать и о восстановлении исторических наименований местностей, рек, гор, озер и т.д. или о даче им новых, благозвучных, соответствующих духу времени казахских названий.
Юбилеи значимы и дают желаемый эффект лишь в том случае, если на них смотреть не как на праздное времяпровождение, а как на мероприятие, глубоко идеологическое, призванное оставлять след в жизни общества, в истории. Ведь известна сила того огромного духовного заряда, который дают творения мастеров зодчества, искусства, воплотивших в камне, мраморе, на полотнах историческое прошлое родного народа, или, скажем, показ по телевидению лучших образцов айтыса акынов и т.п. С таких позиций, думаю, следует подходить и к организации юбилеев, с какими бы трудностями это ни было сопряжено. Потому что только такой моральный уровень, такой интеллектуальный масштаб могут мобилизовать народ к созиданию, новым свершениям, поднять еще выше престиж Родины.
Турсунбек КАКИШЕВ,
профессор, писатель,
заслуженный деятель
науки Казахстана, лауреат
премии имени С.Сейфуллина.
Перевод с казахского
Госмана ТОЛЕГУЛУЛЫ.