Это интересно
Ямщик, подавай лошадей
На рубеже позапрошлых веков профессия ямщика была не менее востребованной, чем профессия современного водителя или таксиста. Ямщикам посвящались песни, романсы и был снят даже немой фильм, являвшийся своеобразной экранизацией популярного романса «Ямщик, не гони лошадей». Фильм до настоящего времени не сохранился.
Слово «ямщик», вышедшее из употребления около века назад, происходит от тюркского «ям» — почтовая станция, и производные от основного слова — «ямшы» или «ямчи» — почтовый гонец, то есть почтальон. Интересно, что наравне с ямщиком представителя этой древней профессии называли также кучером — то есть ямщиком на почтовых, ямских лошадях.
Ямская система управления действовала и на территории Кокшетауского уезда. В начале прошлого века город наш был небольшим, а в состав уезда входило 19 волостей.
По Кокшетаускому уезду для ямщиков был составлен специальный договор на отбывание по станциям, включая и города. Документ хранится в областном госархиве. Типовой договор включал в себя 15 пунктов. К примеру, в 2-5-х пунктах говорилось о том, что содержатель гоньбы обязан подавать лошадей только лицам, имеющим открытые листы от Губернского и Уездного отделов Управления. Пассажир получал только то количество лошадей, которые были указаны в «открытых листах» и как говорится «последнее слово» оставалось за ним. Например, несмотря на то, что в «листе» были указаны две лошади, по согласованию с ямщиком можно было ехать и на одной. Однако, на одной паре лошадей могли ехать не более двух пассажиров, а на «тройке» не более трех, багаж же на каждую лошадь полагался не более трех пудов, то есть около 50 кг. В случае выезда кого-либо из должностных лиц по делам службы в места «не населенные», ямщики обязаны были ждать пассажира до окончания им дела, но не более 6-ти часов.
Интересны и другие условия ямского договора. Пункт 6-й: «Взявшие на себя содержаніе гоньбы обязаны Іметь для разгона лошадей безусловно здоровых, сільных I вполне выезжаных I для ніх крепкую ременную сбрую, в летнее время тележкi на железном ходу, а зимою кошевкі вполне поместительные двухместные для проезжающіх с расчетом на каждую пару летом тележку, а зімой сані».
Пункт 7-й: «Быстрота езды в хорошую погоду определяется не менее 10 верст в час, а в распутіцу не менее 8 верст в час».
Пункт 8-й: «За отпускаемых с ямщінных станцій лошадей содержатель станціі не получает прогонов с пассажіров Імеющих открытые лісты от Губернского Отдела Управленія».
Пункт 9-й: «… на выстойку і выкормку полагается 7 часов, после чего лошаді опять должны ітті в гон».
Далее говорилось о том, что на запряжку лошади днем ямщику полагалось всего 30 минут, а ночью — час. Бывало и такое, что в пути встречные ямщики по условиям договора могли поменяться друг с другом, но опять-таки не иначе как с дозволения и согласия проезжающих. То есть, в первую очередь, учитывались интересы пассажиров. А вот в 13-м пункте говорилось про Книгу жалоб и предложений: «На станции должна быть заготовлена за счет Губернского Управленія кніга на запіску жалоб проезжающіх. В случае отказа подачі лощадей прі условіі, еслі лошаді імеются способные к дальнейшему гону, проезжающіе кроме запіски в кнігу жалоб могут прі содействіі сельскіх властей нанять другого ямщіка не стеснясь платой I уплаченные деньгі в случае прізнания жалобы справедливой удержіваются прі первой выдаче платы за гоньбу і выдаются кому следует. Такого рода жалобы разрешаются Отделом Управления Уездного Ревкома».
Кроме жалобной книги велась также тетрадь для записи разгона лошадей на станции, заготовленная заранее содержателем ямщины. Если условия договора нарушались, то содержатель ямщины подвергался штрафу, «смотря по важности упущеній і неисправностей от 15 до 50 рублей за каждый отдельный случай».
Подобные кандидиции или договоры подписывали все городские и уездные ямщики. К примеру, 22 мая 1920 года «… Заключили договор на содержание и гоньбу в г. Кокчетаве десяти советских лошадей Калий Кучумовъ и Ширмухаметь Надыровъ». Их договор действовал до 1 января 1921 года, а Кали Кучумов и Ширмухамет Надыров вместе с другими ямщиками принимали на себя содержание Кокшетауской ямщинной станции сроком чуть более полугода. Плата за содержание станции за указанное время в договоре составляла 105 тысяч рублей.
Контроль за ямщинной станцией в Кокшетау вели председатель и члены губернского ревкома. В ходе проверок они производили осмотр станционных лошадей «I вообще всей обстановки станции». Если во время контроля «передвижной транспорт», то есть лошади не проходили испытание, то их исключение из комплекта как «непрігодных». До судебного разбирательства доходило редко, обычно все списывалось на счет ямщика. По договору, ямщики обязаны были принятую станцию содержать по всем правилам, утвержденным в губернском центре.
В отдел управления Омского губревкома из города Кокшетау в июне 1920 года за №69123 было отправлено письмо следующего содержания: «Отдел Управления при этом препровождает на утверждение договора, заключенные на содержание ямщинных станций в ст. Сандыктавской, в сел. Алексеевском, в сел. Ивановском и г. Кокчетаве. Заведующий отделом управления. Секретарь. Подписи». Поскольку на заре советской власти еще допускалось существование частной собственности, то большинство ямских учреждений содержались за счет частных владельцев.
Надия ЮСУПКЫЗЫ,
(по материалам Госархива Акмолинской области).