Когда я была подростком, мне очень нравилось слушать мамины рассказы о том, как они писали письма на фронт солдатам. Тогда молодые девушки с радостью писали послания тем, кто воевал на фронте, и с не меньшей радостью получал и от них ответы. Мама рассказывала, что один солдат написал ей, что ее письма он вслух читал своим однополчанам, и не по одному разу, а те заслушивались: так живописно мама рассказывала о своей работе в колхозе, о том, как они решали на комсомольском собрании собрать на фронт тысячу посылок, о том, что зацвели сады, и что в поле растет запашистая клубника, что местные девушки ждут — не дождутся, когда парни вернутся домой, и так далее.
Мне уже тогда захотелось тоже научиться красиво и живописно излагать мысли на бумаге, чтобы людям нравилось читать мной написанное. И ведь сбылось: в школе мои сочинения читались перед классом, я была избрана редактором школьной газеты, а при поступлении в педагогический вуз на отделение «Русский язык и литература» мое сочинение на свободную тему было признано одним их лучших.
После окончания института в школу работать не попала по той простой причине, что посылаемые в районную газету заметки публиковались «с колес» и отмечались на редакционных летучках.
Так я попала в журналистику. Начинала с разъездного корреспондента «районки», а дошла до главного редактора областного радио. Потом — работа в пресс-службе областного ведомства, опыт в которой дал возможность издать сборник публицистических рассказов, в основу которых легли реальные истории, наблюдения и людские судьбы.
Очень люблю свою работу. За 43 года творческой деятельности чего только не было, но разочарований в правильности избранного пути — никогда.
Чего не хватает начинающим журналистам? Знания предмета, о котором он хочет рассказать, компетентности и ответственности, ведь слово, как известно, может и ранить, и поднять до небес. Для иллюстрации хочу привести всего один пример. Было это в далекие 80-е годы, когда человеку труда по заслугам воздавали должное за его доблестную работу. Поехала я в отдаленный совхоз писать очерк о доярке. Был вечер и, как часто бывает на селе, погас свет в самое время дойки. Я, не долго думая, прошу подойник и помогаю моей героине доить коров. По ферме пошел ропот: «Корреспондент из области доит коров!». А потом получился в подсобке большой и очень заинтересованный разговор о работе, бытовых условиях, личной жизни доярок. Они увидели во мне если не ровню, то не белоручку с микрофоном, бегающую по ферме. Вышел добротный материал.
Я не хочу сказать, чтобы корреспондент умел косить на комбайне хлеб и доить коров, водить корабль и работать на токарном станке. Но журналист должен знать предмет разговора, готовиться к интервью, продумывать предстоящий разговор, а не любопытствовать бессмысленными и порой глупыми вопросами. И взвешивать каждое написанное слово, чтобы ненароком не обидеть человека.
Любовь ФОМИЧ,
член Союза журналистов СССР и РК.