Проникновенными, наполненными любви к родному краю словами, автором которых является местный акын и общественный деятель Айдос Абуталипов, открылся музыкально-поэтический вечер «Киелі Көкше жері — Абылай ханның ордасы», посвященный 300-летию великой личности, в Акмолинском областном историко-краеведческом музее.
Президент страны Нурсултан Назарбаев в своей книге «В потоке истории» писал: «Единство народной воли было воплощено в Абылай-хане. Подвиги Абылай-хана — объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа».
Издревле священная земля Кокшетау славилась своей уникальностью. В середине XVIII в. Кокшетауский край становится центром политической и культурной жизни казахского общества. Время укрепления на политической арене Казахского ханства связано с именем Абылая. По архивным источникам, ханская резиденция Абылая находилась у величественной горы Кокшетау, давшей название всему историко-географическому региону на севере Казахстана.
Музыкально-поэтический вечер, подготовленый научно-исследовательским отделом истории, состоялся в выставочном зале музея.
Композиция «Киелі Көкше жері — Абылай ханның ордасы» состояла из трех основных частей: литературной, исторической и музыкальной. Подвиги хана вдохновенно воспевали в своей поэзии его современники-акыны. Выдающимся поэтом, советником и сподвижником Абылая был Бухар жырау, его известное произведение «Абылайға толғау» исполнил молодой начинающий акын, студент I курса колледжа культуры имени Акана сері, один из победителей мушайры в честь Абылая — Екпін Тоқтар.
Из казахских классиков первой половины XX века историческую тему «Кекшетау — Абылай-хан» в своих произведениях наиболее ярко отразили Са-кен Сейфуллин и Магжан Жумабаев. Тема родного Кокшетау, поистине гениально воспетая неподражаемым Сакеном, звучала и музыкально, и поэтически.
Издревле у казахов воинский титул «батыр» присваивался за личную храбрость в сражении и за умелое руководство военными действиями, Воинская доблесть высоко ценилась, поэтому многие батыры стали главными персонажами, легендарными героями произведений фольклора и письменного народного творчества.
Сподвижниками Абылая были известные батыры Шакшакулы Жанибек Тархан (1693-1732), Канжыгалы Богенбай батыр (1680-1775), Каракерей Кабанбай батыр (1692-1770), Баян батыр (1693-1752), Малайсары батыр (1700-1756) и другие.
В поэме «Батыр Баян» Магжан Жумабаев восхищается мудростью и величием хана, его человеческими качествами. Фигура казахского правителя передается такими эпитетами: «Ойы теңіз хан Абылай», «Абылайда екі сез жоқ», «Абылай кемеңгер», «Абылай данышпан», «Алдияр, ел ағасы, ханым дана, Алашқа ауыр күнде болған пана».
Через поэзию Магжана, мы совершили своеобразное путешествие в далекий для нас XVIII век. О великолепной природе Кокшетау, Абылай-хане, Канай би, Баяне, Жабеке и других реальных героях той непростой, судьбоносной эпохи, словами поэта говорили Данияр Кулмаганов и Елеусіз Кенес. По мнению исследователей, широко известный кюй хана «Шанды жорық» («Пыльный поход») был посвящен Абылаем памяти друга — батыра Баяна.
Многогранна личность Абылая: ученые отмечают его увлеченность игрой на домбре, с которой он не расставался даже в военных походах, об этом свидетельствует и саптама-домбыра (копия складной походной домбры), представленная в музейной экспозиции «Мир Абылай-хана». Талантливый правитель импровизировал и сочинял кюи. Известны около двух десятков инструментальных мелодий, автором которых считается Абылай. Среди них такие произведения, как «Ақ толқын», «Апабайрақ», «Булан жігіт», «Дүние қалды».
О двух кюях в своей статье «Абылай» упоминал знаменитый правнук хана — ученый Шокан Уалиханов. К примеру, кюй «Қоржын қақпай» был сочинен Абылай-ханом в память о зимнем походе на волжских калмыков, во время которого казахские воины были вынуждены обходиться без еды практически целую неделю, пока не взяли добычу, одержав победу.
По мнению ученого-этнографа и писателя Акселеу Сейдимбека инструментальные произведения «Дүние қал-ды» и «Қайран елім» были сочинены Абылаем в последний год жизни. В 1781 г. хан видит пророческое сновидение, значение которого раскрывает его советник Бухар жырау. В то время Абылай с биями-батырами находился на южных границах своего государства. Подъезжая к Сарыарке с исполнением кюев «Қайран елім» и «Дүние қалды», сарбазы-домбристы без слов сообщили об уходе могущественного хана в мир иной. Пока же весть с юга дошла до Бурабая, здесь, в ханской орде, по распоряжению байбише уже готовились к поминкам.
Популярный кюй Абылай-хана «Шанды жорық» и сейчас в репертуаре многих оркестров казахских народных инструментов и сольных исполнителей. Экспрессивный, но в то же время необычайно мелодичный «Шанды жорық» прозвучал в исполнении ансамбля домбристов и кобызистов Кокшета-уского музыкального колледжа им. Биржана (Дүзелбай Әлизат, Рашит Жанат, Акылбек Нығметжанов, Шынгыс Шэмепов, Фариза Қосшығулова, Д. Турманова, Е. Батхан).
В музейном вечере приняли участие: известный акын Айдос Абуталипов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Казахстана Кокшетаус-кого университета им. Ш. Уалиханова Марат Отегенов, директор историко-краеведческого музея Кенжебай Мукы-шев, жители города Кокшетау, потомки знаменитого хана — Кабира Сакипова, Айман Елтокова, Сауле Мухитанова и научный сотрудник отдела фондов музея Раушан Бижанова, а также студенты I курса актерского отделения колледжа культуры имени Акана сері, студенты Кокшетауского музыкального колледжа имени Биржана сап и вокальная группа «Достар» из областного учебно-методического центра по работе с одаренными детьми.
Поэму-повествование о жизненном пути хана Абылая, собранную из одноименных произведений Рахманкула Бердыбая, Олжабая Нуралыулы и Арыстан-бая Тобылулы, прочитал студент актерского отделения колледжа культуры им. Акана сері Егінбек Нариман.
Интересными были монологи Алиха-на Карибаева и Айданы Абеновой. Первый выступил в образе Абылай-хана, а вторая — императрицы Елизаветы Петровны. Зрителям представилась возможность познакомиться с историческими документами периода 1759-1778 годов, свидетельствующими о расположении ставки правителя у горы Кокшетау и реки Кылшакты. Как известно, исток Кылшакты, протекающей через наш город, находится у легендарной горы Кокше, устремленной ввысь почти на тысячу метров. С незапамятных времен это удивительный край называют «Киелі Көкше жері» — «Священная земля Кокшетау», «Арқаның кербез суду Кекшетауы», «Жер шоқтығы Кекшетау» — «Кокшетауская горная страна» и другими эпитетами.
135 лет назад побывавший в регионе русский путешественник Иван Словцов писал: «…казахи рассказываютъ, что вершина Кокшетау, была доступна только для могучего Аблай-хана, который всходилъ на нее, чтобы осматривать свои владения».
К концу 60-х годов XVIII в. Казахское государство, благодаря активной внутренней и внешполитической деятельности Абылая, превратилось в прочное единое государство. В среднеазиатской политике Абылай четко придерживался принципа обеспечения безопасности исконных казахских земель, а меры, которые он использовал, были весьма характерны для той жестокой и суровой эпохи. Подданство России носило чисто формальный характер, а отношения с Китаем ограничивались обычными посольскими связями. Таким образом, главная цель Абылай-хана была достигнута: сохраняя внешнеполитический суверенитет, Казахское ханство фактически являлось единым самостоятельным государством.
Бибигуль САДУАКАС,
научный сотрудник областного историко-краеведческого музея.