Творческие встречи
Рена Жуманова, преподаватель Кокшетауского музыкального колледжа имени Биржан сала, отправила свои поэтические творения на международный конкурс «Поэт года», ежегодно проводимый на литературном портале Стихи.ру в сети Интернет.
Финалистами этого престижного в литературном мире постсоветского пространства поэтического состязания стали наиболее самобытные поэты, впереди у которых свои пути к признанию и славе.
В марте этого года Рена была приглашена в Москву на церемонию чествования финалистов и победителей конкурса «Поэт года», ведь именно ее стихи были отмечены среди других именитым жюри, в которое вошли такие мэтры российской поэзии, как Владимир Вишневский, Александр Городницкий, Святослав Бэлза, Юрий Грымов, Константин Кедров. И ясно, что быть отмеченной членами Большого жюри среди множества конкурсантов, а их десятки тысяч человек, это творческая несомненная удача.
В качестве своеобразного признания успеха стихи ста поэтов, представляющих собой надежду новой литературы третьего тысячелетия опубликованы в альманахе «100 поэтов 2012», в который вошли одни из самых лучших стихов Жумановой «Жизнь — мозаика» и «Февральский пленэр».
В наши дни (а может, и всегда?) сложно быть не только поэтом, но и просто женщиной. Судьба Рены Жумановой неотделима от судьбы ее стихов.
Мы беседуем с финалисткой престижного поэтического конкурса в аудитории музыкального колледжа, где она преподает теорию музыки. Прошу рассказать о себе:
— Я родилась в городе Кокшетау, в обычной семье служащих, закончила СШ № 2 и музыкалку по классу «домбра», затем училась в Ал маты в Государственной консерватории имени Курмангазы на историко-теоретическом факультете по специальности «музыковедение». После окончания консерватории предлагали заняться научно-исследовательской работой, но я человек творческий и больше практик. Музыка для меня — параллельный мир искусства. А поэзия… «и свои мысли, и живую свою речь — все это в СЛОВО остается мне облечь», так ведь у Абая. А стихи начала писать лет в 9.
— Наверное, что—то подвигло юную мечтательницу возноситься в мир, который еще не поэзия, но уже преддверие в нее...
— Моим самым первым и самым главным слушателем была мама. У меня было благополучное счастливое детство, я даже побывала в Артеке, и до 10 класса была круглой отличницей.
— Насколько ваша лирическая героиня вы сами?
— Не очень люблю, когда меня отождествляют с ней. По-разному случается. Но мои мысли, мои чувства, мои переживания, впечатления, настроения выражены в моих стихах, поэтому судить читателю.
Главное для меня писать не в пустоту, осознавать, что твои стихи кому-то нужны.
— Кто ваши любимые имена в поэзии?
— Марина Цветаева, Иосиф Бродский, Бахыт Кенжеев. Цветаеву я полюбила в юности, а позже заново открыла для себя ее стихи, когда мне подарили пластинку Татьяны Дорониной. Удивительный голос этой великой актрисы навсегда слился со строчками любимых стихов Марины Ивановны. Бродского и Кенжеева начала читать «запоем» уже в зрелом возрасте.
И если Цветаева для меня — недосягаемая вершина в лирической, женской поэзии, то Бродский и Кенжеев — воплощение интеллектуальности, сложности, многомерности. Не стану скрывать, что влияние этой «троицы» в моих поздних стихах сказалось довольно сильно. Но я никому намеренно не подражаю, и ничьим апологетом себя не считаю.
— «Стихи не пишутся, случаются. Как чувства или же закат. Душа — слепая соучастница, не написал — случилось так». А у вас?
— Человеку, особенно творческому, в информационном веке необходимы минуты и даже часы одиночества. Их-то нам порой и не хватает. Бывает за окном ночной дождь, на улице майская прохлада, а в душе и на сердце осень. Рождение стихов непредсказуемо… Ноу меня импульсом к вдохновению послужило рождение сына, такое состояние души нацелено было на написание поэтических строк. Поэзия это ведь лучшие слова в лучшей последовательности.
— Не могу удержаться отцитирования:
-Чиркаю спичками. Пламен и жжет язычок. Так — без конца, и от сердца немного оттянет. Осень и тьма за окном здесь, увы, ни при чем. Кухня. Безмолвие. Ночь. Бормотание в кране. Чувства — такая вот ломкая, хрупкая дрянь: плюнуть, не глядя, смахнуть, черепки презирая. Стылой октябрьской ночью бездомная пьянь только и счастлива сном алкогольного рая. По перекладине можно ногами вполне, таки по мне — невзначай, не заметив вибраций… Лед, субфебрильная, отсветы в черном окне, Жжение в кончиках тонких, измученных пальцев.
— Рена, что еще любите?
— Гитару. Это одно из моих увлечений. Природу люблю, и с ней наедине, тогда вдохновляешься на словесные узоры — красота наша вокруг принадлежит всем, и возникает притяжение чистого листа. Есть особые часы, мне отпущенные, когда легко пишется, бывает, времени в обрез, но есть еще ночь… В каждом возрасте проживаешь свои счастливые минуты, и может быть, со временем, с осознанием самоценности нашего короткого присутствия на земле, того времени, отведенного нам Всевышним, они становятся ярче, острее. Это в юности только думаешь, что счастье — это только когда ты молод и вся жизньутебя впереди.
— У вас необычное, красивое имя. Говорят, имя определяет судьбу.
— Корни наших душ в детстве. Меня так назвали родители. Это абхазское и азербайджанское имя, означает «душа человека». А еще я нашла, что имя «Рена» греческое и переводится как «надежная». В детстве я была тихой замкнутой девочкой, живущей в книжках и своем мире. Сегодня, к счастью есть интернет, это громадная возможность соприкоснуться со всем миром, ведь даже благодаря ему я смог-лаучаствовать в конкурсе.
На мой взгляд, итоги любого конкурса, тем более литературного, всегда относительны, если иметь в виду деление на первые места. Это все условно, ибо само творчество, поэтический процесс не терпят суеты и состязательства как в спорте.
Для меня важно другое: быть оцененной, издаваться, быть в гуще литературных событий, ведь главная задача человека по большому счету — дать жизньсебе самому, т.е. стать тем, кем являешься потенциально, не загубить в себе то, что дано природой и предначертано свыше.
— Рена, спасибо за искренность, успехов тебе в творчестве, энергии духа, радости осознания своего дара.
Акмарал ЖАНДОС.