В необъятной летописи нашей истории есть период, который оставил в народе тяжелую и горькую память. Годы репрессий как тяжелая колесница проехала по старшему поколению. Потому сегодня важно помнить о той системе ценностей, во главе которой стоит человеческая жизнь и свобода. Великий Сервантес писал: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример в поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Дьявольская машина репрессий убивала тысячи и тысячи людей. Обвинения были же скольстрашны, столь и повторяемы. Вот немногочисленный их набор — шпионаж в пользу иностранной державы, подготовка террористического акта, вредительство и саботаж, антисоветская агитация, под эти статьи подводили любую хозяйственную неурядицу… Ныне мы знаем, что не существовало столь многочисленных антисоветских организаций, надуманные обвинения базировались обычно на доносе соседа, сослуживца, просто завистника.
В декабре 1925 года обстановка в Казахстане обострилась не без влияния первого секретаря краевого комитета партии Ф.Голощекина, «проповедовавшего «советизацию» аула и способствовавшего созданию идеологической базы для осуществления «малого Октября». Вот некоторые факты: «В результате антинародной политики в ходе коллективизации в феврале 1932 года в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% — единоличников полностью лишились своего скота». («Казахский аул, как он есть», журнал «Большевик Казахстана» №5, 1937 год, с.72). Все это привело к трагедии казахского и других народов в период насильственной коллективизации и последовавших затем массовых политических репрессий 1937-1938 г.г. Большой урон численности коренного населения нанесли так называемые откочевки. Половина уцелевшего населения в количестве «1030 миллион человек откочевали в годы голода за пределы республики, из них 616 тысяч безвозвратно и 414 тысяч впоследствии вернулись в Казахстан». («Летопись в цифрах», Татимов М.Т., 1968г., с.79-80). В результате политики геноцида в начале 30-х годов Казахстан стал родиной для 184 тысяч выселенных «кулаков» и членов их семей.
Как свидетельствуют дела «врагов народа», осужденных и расстрелянных в 1937 — 1938 годы в республике, кроме обвинений в участии и деятельности правых оппортунистов, троцкистов, буржуазных националистов, зачастую им вменялись в вину провалы в экономике, в особенности в сельском хозяйстве. Дела рассматривались не в суде, а так называемыми «тройками», «двойками» и особыми совещаниями вуско-ренном порядке. В конце 1937 года ЦКП (б) Казахстана принял специальную петицию, содержавшую просьбу об увеличении по республике «квоты» на лиц, намеченных к репрессиям, на 600 человек по первой категории (то есть подлежащих расстрелу) и на 1000 человек по второй категории (сроки заключения от 1 до 25 лет). Об этом свидетельствует выписка из решения Политбюро ЦК от 31.01.1938 г. Рассекреченные документы за 1936-1955-е годы охватывают период массовых политических репрессий, депортации народов, годы второй мировой войны и начало хрущевской оттепели.
В тогдашней Кокчетавской области было осуждено «4978 человек, из них 4301 реабилитированы, на 440 человек материалы были направлены для пересмотра в Генпрокуратуру и военную прокуратуру. Многие документы преданы гласности. Внесудебными органами по области вынесены приговоры на 1101 человека, из них 665 человек были осуждены к высшей мере наказания, остальные к различным срокам лишения свободы. Среди них — люди самых разных национальностей: русские — 246; казахи — 211; поляки — 230; немцы — 149; украинцы — 199; белорусы — 36; корейцы — 78. Есть и народы Кавказа, Прибалтики, финны, евреи, греки и т.д. Больше всего пострадали от репрессий крестьяне — 494, рабочие — 352, интеллигенция-134».
Целенаправленная и интенсивная работа по реабилитации жертв массовых политических репрессий началась с выходом в свет постановления ЦК КПСС, Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начало 50-х годов». 14апреля 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял Закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», вступивший в действие с 1 июля 1993 года.
Гульбаршин САЛЫК.
директор госархива Акмолинской области,
краевед.