Международный опыт
«Стратегии для высших учебных заведений: глокальный подход». Под таким названием в п. Бурабай в течение двух дней проходил международный семинар, организаторами которого выступили Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева совместно с QS («Quacquarelli Symonds») — известным консалтинговым агентством, осуществляющим рейтинг лучших университетов мира. Агентство преследует цель — представить университеты, как многосторонние организации, показать степень их прогресса в процессе развития или становления, какуниверситетов мирового класса. Основу рейтинга, который определяется в результате опроса более 46000 представителей академического сообщества и 25000 представителей рекрутеров, составляют четыре ключевых параметра: научно-исследовательская и преподавательская деятельность, мнение работодателей о выпускниках и уровень интернационализации. К слову, в прошлом году Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева занял 369-е место, и первым из казахстанских вузов вошел в топ 400 рейтинга QS, что говорит о постоянном повышении качества образования и укреплении позиций университета на мировом рынке образовательных услуг.
Региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева, поприветствовав участников мероприятия — руководителей высшего и среднего звена вузов Казахстана, ориентированных на выполнение задачи вхождения в мировые рейтинги университетов, отметила, что казахстанские вузы демонстрируют положительную динамику. В результате два университета из Казахстана впервые вошли в топ 400 лучших университетов. Так, следом за ЕНУ им. Л.Н. Гумилева на 390-м месте расположился Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. Входе семинара чуть позже она рассказала о результатах мирового рейтинга университетов QS «World University Rankings» и дала практические рекомендации представителям вузов. По ее словам, к основным задачам, которые предстоит им решить, относятся: усиление привлекательности страны, как места для проведения исследований, повышения узнаваемости национальных университетов и выпуск молодых профессионалов, способных конкурировать на мировомуровне.
С особым вниманием слушали собравшиеся выступление руководителя лаборатории «Cybermetrics» при Высшем совете научных исследований Испании Международного рейтингового агентства «Webo-metrics Ranking of World Universities» Исидро Агилло, который затронул тему влияния интернет-ресурсов университетов на их положение на международной арене.
Он отметил, что их агентство старается провести рейтинг, который базируется на множестве индикаторов всех университетов, не ориентируясь только на лидеров. На рейтинг большое влияние имеет прозрачность вуза, его ориентированность на конечного потребителя. Докладчик заметил, что самый подходящий метод создания сайта вуза — комбинированный показатель, в котором объединены все эти индикаторы. Также зарубежный специалист обозначил, что зачастую на сайтах университетов бывает недостоверная информация, так как многие из них используют в работе поисковую систему Google — хороший библиографический метод с большой базой данной, но очень низким уровнем надежности.
Лекция специалиста, сначала построенная как доклад, постепенно перешла к формату вопрос — ответ. Слушателей интересовало: «Кто конкретно должен заниматься сайтом вуза? Когда собираются данные для рейтинга? Как улучшить рейтинг сайта на международном и местном уровнях?». Для высокой оценки сайта необходима сильная политика свободного доступа, максимальное количество публикаций, особенно касательной внутреннего управления вуза, объяснил он интересующейся аудитории. Выступление Исидро Агилло, по признанию многих из присутствующих, заставило пересмотреть свое видение интернет-ресурса учебных заведений.
К слову, лектор озвучил, что с прошлого года агентство усилило внимание за публикацией научных исследований. Он отметил, что следует разрабатывать научные исследования высокого качества с привлечением к работе вузов как можно больше зарубежной профессуры.
— Мы считаем не количество статей, а их качество — сбор мнений большого количества людей, — сказал руководитель.
Кстати, учитываются публикации только на английском языке. Если информация опубликована на другом языке, то в мировом рейтинге она не индексируется.
С экспертной лекцией выступил и специальный гость семинара — доктор Кевин Даунинг, директор центра знаний и анализа в Городском университете Гонконга. Благодаря работе доктора Даунинга Городской университет Гонконга из года в год демонстрировал устойчивый рост в международных рейтингах и в 2012 году впервые вошел в топ-100 лучших университетов мира, заняв 95 место (будучи на 198 месте в 2004 году). Кевин поделился секретами успеха, рассказал об основах стратегического планирования в университетах и методах, которые он использовал в своей работе. После ответов на вопросы участников мероприятия доктор Даунинг выразил надежду на то, что казахстанские вузы будут шире представлены в следующем рейтинге мировых университетов, ведь они обладают «огромным потенциалом» и сильной «культурной традицией».
«Заметки хед-хантера: как привлечь и удержать в университете специалиста мирового уровня» -тема выступления руководителя образовательной практики агентства по подбору персонала Odgers Berndtson Елены Чернышковой очень актуальна на сегодняшний день. Многие руководители признавались: привлечь, а тем более удержать высококлассного специалиста с каждым годом становится все труднее и труднее.
Семинар продолжился работой участников в тематических секциях. Как заметила модератор мероприятия, первый проректор ЕНУ им.Л.Н.Гумилева Джамиля Нурманбетова, именно живое общение участников с выступающими, обмен опытом — такую цель преследовали организаторы мероприятия.
Марина МАРКЕВИЧ. Бурабайский район.
Справка «АП»: Локализация — диалектический процесс взаимодействия локального и глобального. Это не только смещение глобальных процессов на уровень ло—кальных(то есть их локализация, например, формирование отдельных национальных стандартов по международному образцу), ноивыходло—кальных процессов на глобальный уровень (их глобализация, то есть превращение в глобальные процессы).