Особая тема
Все мы, люди разного возраста, разного уровня образования, разных национальностей находимся во власти стереотипов. И это и нехорошо, и не плохо. Это данность.
Стереотипы — своеобразная дань обществу. Неписанные законы и правила, которые мы соблюдаем. Очень хорошо понятие «стереотип» описано в Большом Энциклопедическом Словаре: «…выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Нередко синоним устаревших и предвзятых представлений, связанных с предрассудками».
Самое интересное в существовании стереотипов — это то, что их содержание не описано в книжках, этому не учат в школах, но, тем не менее, установки предков прочно сидят в наших головах. Получается, что мы опираемся не только на свой опыт, а на опыт целых поколений. Сквозь призму стереотипов мы оцениваем все новое. Ими же руководствуемся в оценке людей. В том числе и людей разных национальностей.
Будучи членом научно-экспертной группы Акмолинской ассамблеи народа Казахстана, принимаю участие в проведении социологических исследований, различных семинаров с молодежью области. И не раз обращала внимание на такой факт. На вопрос примерно такого содержания «Люди какой национальности вызываюту вас настороженное отношение», молодые люди называют, к примеру, цыган… А, когда уточняешь, почему, то, оказывается, что непосредственных контактов с представителями указываемых национальностей у ответивших не было. Откуда, настороженное отношение? А, как раз, именно от сложившихся стереотипов. Стереотипов этнических.
Этнокультурный стереотип — обобщенное представление о поведении и манерах какого-то народа. Они относятся ко всему народу в целом и вместе с тем характеризуют любого его представителя, задают образ его личности. Нет нации без национальных стереотипов. Мы говорим «типичный немец», «типичный русский»… Национальные стереотипы отражают этнические и культурные особенности народа, специфику национальной психологии и традиции.
Представление о другой этнической группе складывается исторически в процессе реальных взаимоотношений между этносами. Войны, колонизация, опустошение земель или, наоборот, отношения сотрудничества и взаимного уважения оставляют отпечаток в генетической памяти народа, определяя и через столетия, окраску и направленность образов друг друга. Увы, сегодня достаточно часто стереотипы служат источником предубеждений и предрассудков, приводят к появлению чувства недоверия, страха, подозрительности, враждебности к объекту. Психологи подчеркивают негативное содержание таких стереотипов: стереотипы обычно похожи на «ковровые» бомбардировки, ибо содержат в себе чрезмерно грубые обобщения, без разбора «накрывающие» совершенно разных людей… Даже когда стереотипы в целом отражают реальность, они могут стать причиной весьма печальных последствий, ибо ярлыки зачастую навешиваются на людей, чьи личные качества абсолютно не совпадают со стереотипными описаниями. Этнические предубеждения оказывают самое губительное влияние и на их жертвы, и на их носителей, ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.
Помимо этого в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Негативные стереотипы вызывают не просто чувство настороженности, но иногда являются источником скрытой или явной агрессии. Этнические стереотипы подразделяются на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые представителями данной этнической общности к самим себе. Гетеростереотипы — совокупность оценочных суждений о других народах. Теперь, давайте попробуем сравнить наши сложившиеся представления об этносе, к которому принадлежим, с образами других народов. Наверное, в большинстве случаев, даже при всей нашей толерантности и здравом смысле, в первом случае положительных оценок все-таки будет больше. Главной трудностью в понимании чужого национального характера является как раз этноцентризм — склонность воспринимать и оценивать жизненные явления и черты иной культуры, а также другие национально-этнические группы сквозь призму традиций и ценностей своей группы,свои автостереотипы.
Ученые находят этому объяснения, отмечают, что как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы в равной мере могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов, от наших представлений о национальных характерах. А представления эти часто неполные, далекие от реальности. И, согласитесь, иногда мы сами, поддерживаем живучесть негативных стереотипов. Часто в их основе лежит распространенная ошибка, называемая в формальной логике «ошибкой поспешного обобщения». Столкнулись с одним нетрезвым представителем какого-то народа, другим, третьим. И торопимся с выводом: все они такие. Встретили на рынке нескольких продавцов одной национальности: все они торгаши…
Международные анекдоты являются с одной стороны результатом уже сложившихся стереотипов, а с другой — достаточно популярным источником стереотипных представлений о национальных характерах. Эти анекдоты построены на шаблонном сюжете: представители разных национальностей, попав в одну и ту же ситуацию, реагируют на нее по-разному, в соответствии с теми чертами их национального характера, которые им приписывают. Вспомнили?
Слушаем анекдоты, часто рассказываем сами, причем при детях, не задумываясь о том, что, вольно или невольно создаем предубежденность по отношению к осмеиваемому этносу. Присущая каким-то народам деловитость превращается в ловкачество, широта души — в расточительство, наивность — в тупость, разумность — в непомерный прагматизм. То, что применительно к собственному народу называется разумной экономией, в отношении других может именоваться скупостью, то, что «у себя» определяется как настойчивость, твердость характера, применительно к «чужим» может называться упрямством.
Причем, никто не желает, чтобы его самого оценивали с позиции этнических штампов, но почти все пользуются таковыми, оценивая поведение людей других национальностей.
Задевать чувства людей всегда чревато. Тем более, чувства национальные. Национальное чувство, освященное высшими ценностями, свободное, не униженное — это побуждение к историческому творчеству. А если национальное чувство унижать, то оно деградирует до зоологического разделения «свой — чужой».
Конечно, времена меняются, меняются и стереотипы. Люди становятся более открытыми, более смелыми. Но избавиться от такого феномена, как стереотип, полностью не могут.
Процесс рождения стереотипов — долгий процесс, так же как и процесс их разрушения. Причем, создают и уничтожают стереотипы одни и те же факторы — опыт людей и время. Наш с вами опыт и в наше время.
Нина МИТЧИНОВА,
член ассамблеи народа Казахстана.