Законопроект: Модернизация Пенсионной системы
Преобразования, связанные с модернизацией пенсионной системы, задуманы в интересах участников пенсионной системы. Прежде всего предлагается разделение ответственности за надлежащее обеспечение при наступлении старости между государством, работодателями и гражданами непосредственно.
В более узком смысле новые подходы коснутся самостоятельно занятого населения, женщин, занятых на работахс вредными и тяжелыми условиями труда, участников накопительной пенсионной системы.
В этой связи в рамках модернизации пенсионной системы, а именно: повышения пенсионного возраста, Правительство РК планирует разработать и реализовать специальные меры по занятости женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми, самозанятых, безработных, а также женщин предпенсионного возраста. Так, в законопроекте рассматривается вопрос о субсидировании потерь по обязательным пенсионным взносам женщин в период ухода за ребенком.
Стоит отметить, что повышение пенсионного возраста для женщин будет сопровождаться следующими мероприятиями: повышением квалификации наемных работников с отрывом и без отрыва от производства, вовлечением в продуктивную занятость самостоятельно занятых в рамках программы «Занятость-2020», расширением доступности микрокредитов для женщин, занимающихся предпринимательством или желающих открыть собственное дело, обучением женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком по выбранным ими профессиям.
Вопросы по расширению охвата населения услугами накопительной пенсионной системой будут касаться и самозанятых. В настоящее время основная масса самозанятых перечисляет пенсионные взносы в пределах разрешенного минимума, то есть 10% от минимального размера заработной платы. За год они накапливают не более 1,2 кратной минимальной заработной платы (или не более 23 тыс. тенге, если брать текущий год). За 35 лет общая сумма накоплений вкладчика составит 42 минимальные заработные платы. Таких накоплений хватит на выплату пенсий в размере минимальной заработной платы всего на 3,5 года.
Если самозанятые не будут участвовать в пенсионной системе, то при достижении пенсионного возраста их ожидают социальные пособия по возрасту, в размере не более чем 50% от величины прожиточного минимума. Для решения этой проблемы планируется вовлечение данной категории в продуктивную деятельность в рамках программы «Занятость-2020», закрепление требования об обязательном их участии в накопительной пенсионной системе. Начиная с 2017 года, предполагается изменить порядок уплаты взносов. Самозанятые должны заявлять весь свой доход, из которого будут исчисляться пенсионные взносы. Изменится и система минимальных гарантий. Базовая пенсионная выплата будет предоставляться самозанятым, достигшим пенсионного возраста, являвшимся участниками НПС не менее 5 лет.
Сегодня в Акмолинской области проживает 173441 человек самостоятельно занятого населения. Сегодня перед нами стоит задача о выводе этой категории в формальный сектор экономики, чтобы их труд регулировался на законодательном уровне. Безусловно, основные направления сокращения неформальной занятости должны концентрироваться на обеспечении благоприятных условий труда и социальной защищенности работников.
Решение вопросов пенсионного обеспечения возможно только с помощью создания комплекса условий. Это и регулирование системы заработной платы, гарантированный труд, создание новых рабочих мест, регулирование вопросов демографического развития с помощью долгосрочных государственных программ в области доходов населения, семейной политики, повышения качества жизни, здоровья населения.
С целью повышения эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов в программу «Занятость-2020» внесены изменения и дополнения, предусматривающие расширение участия работодателей и улучшение сервисных услуг для участников. В первую очередь это затрагивает наемных работников, самозанятых. Так, совместно с Агентством по статистике внесены изменения в методику определения критериев отнесения граждан к категории самозанятых. Согласно расчетам, из 2,7 млн. самозанятых «непродуктивно» занятыми являются 1,3 млн. человек. Десять процентов лиц, получающих адресную социальную помощь — это самозанятые. Что касается безработных, то для обеспечения конечной цели — обучения/трудоустройства — предусматривается подготовка кадров в соответствии с заявками и требованиями работодателя к квалификации. Работодатель сам будет выбирать учебное заведение и участников программы. Предлагается расширение доступности продуктивной занятости для инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, нуждающихся в особых условиях работы. Для них будут предусматриваться консультации по профессиональной ориентации, организация профессиональной подготовки по востребованным на рынке специальностям, в том числе подготовка социальных работников из числа инвалидов.
Алима БЕКНАЗАРОВА,
начальник отдела облуправления занятости и социальных программ.