Премьер-Министр РК Серик Ахметов дал интервью общенациональной газете «Казахстанская правда».
— Серик Ныгметович, на минувшей неделе в Сенате Парламента состоялась презентация поправок в пенсионное законодательство. Предлагаемые коррективы, по сути, кардинально меняют систему пенсионного обеспечения в Казахстане. Какова их нацеленность?
— Прежде всего скажу, что обсуждаемые сегодня изменения — логическое продолжение процесса совершенствования пенсионной системы. Все мы помним, что именно в нашей стране впервые на постсоветском пространстве в 1998 году была осуществлена реформа пенсионной системы. Тогда была введена накопительная пенсионная система.
Основная цель реформы заключалась в том, чтобы постепенно в будущем перейти от выплаты пенсий за счет государства к получению гражданами пенсий за счет собственных накоплений. С того момента неоднократно повышались, и это показывает статистика, размеры пенсионных выплат, в целом увеличились пенсионные накопления граждан.
Сегодня средний размер совокупной пенсии, а она состоит из базовой, трудовой, накопительной частей, составляет более 40% (около 42 000 тенге) от среднемесячной заработной платы. Этот уровень пенсионных выплат соответствует международным стандартам. Теперь наша дальнейшая задача — сохранить этот уровень, что является главной целью модернизации пенсионной системы.
На первом этапе модернизации предлагаются три основных изменения. Это создание единого Накопительного пенсионного фонда, введение обязательных профессиональных пенсионных взносов для лиц, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, унификация пенсионного возраста, то есть выравнивание пенсионного возраста женщин с пенсионным возрастом мужчин.
— Как Вы сказали выше, одно из изменений пенсионного законодательства касается создания Единого накопительного пенсионного фонда. Другими словами, активы частных пенсионных фондов передаются под управление государства. Все пенсионные накопления граждан должны будут консолидированы в одном фонде. Расскажите более подробно, чем это вызвано?
— Накопительная система на начальном этапе выполнила свою роль. Сегодня в стране 10 накопительных пенсионных фондов, в которых на 1 января 2013 года находится более 3,2 триллиона тенге пенсионных накоплений наших граждан, это порядка 20 миллиардов долларов.
По действующему законодательству они сами управляют пенсионными счетами граждан и сами занимаются инвестированием их пенсионных накоплений. Такая схема управления породила ряд серьезных системных проблем.
Во-первых, стало очевидным, что частные накопительные пенсионные фонды не смогли обеспечить полный охват занятого населения накопительной пенсионной системой. Оцените сами — из 8,4 миллиона человек занятого населения участниками системы являются всего 5,6 миллиона, а из них регулярно перечисляют взносы — менее 4 миллионов человек, то есть лишь половина нашего населения участвует в накопительной пенсионной системе. А кто позаботится о достойной старости остальной половины?
К сожалению, фонды пытались расширить число своих вкладчиков, но за счет переманивая вкладчиков из одного фонда в другой. Эта система себя не оправдала. Это, конечно, выгодно фондам, но какая от этого польза казахстанцам и государству в целом?
Во-вторых, фонды так и не смогли выполнить свою миссию по инвестированию пенсионных активов, накопившихся в их фондах, в доходные инструменты. Поэтому доходность пенсионных фондов оказалась достаточно низкой.
В-третьих, высокие комиссионные сборы и относительно низкая ответственность за сохранность и увеличение пенсионных активов. По расчетам экспертов, действующие ставки комиссионных вознаграждений уменьшают объем накоплений граждан в конечном счете до 26%! То есть фонды оставляют себе четверть накоплений, не заботясь о самом их росте.
В этих условиях создание Единого накопительного пенсионного фонда было логичной реакцией со стороны государства.
— Некоторые аналитики в числе рисков пенсионной реформы называют создание Единого накопительного пенсионного фонда. Будет ли обеспечено успешное управление пенсионными активами казахстанцев? На чем основывается инвестиционная стратегия фонда?
— Учитывая проблемы, о которых я говорил, мы разделили функции управления пенсионными счетами и пенсионными активами. Единый пенсионный фонд будет осуществлять учет индивидуальных пенсионных счетов, привлекать пенсионные взносы и выплачивать пенсии. А управлять же пенсионными активами будет Национальный банк. При этом инвестиционная стратегия будет определяться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ при Главе государства.
Таким образом, повысится ответственность государства за сохранность пенсионных активов и обеспечение инвестиционной доходности. И если эти условия не будут выполняться, мы будем вынуждены компенсировать потери за счет бюджета, что будет подстегивать Правительство на повышение роста пенсионных накоплений.
— Серик Ныгметович, немало копий сломано в части пенсионного обеспечения лиц, занятых на вредных производствах. Какие меры предусмотрены пенсионной реформой для компенсации лицам, работающим в тяжелых и опасных условиях труда? И какова ответственность работодателя в начислении пенсионных взносов?
— Как вы знаете, в нашей экономике преобладают такие базовые отрасли, как горнорудная, горно-металлургическая. Для категорий работников, занятых в этой сфере, были предусмотрены только добровольные профессиональные пенсионные взносы со стороны работодателей. Но, к сожалению, не многие работодатели берут на себя такие расходы, так как они носят добровольный характер.
Сегодня добровольные профессиональные взносы перечисляются только 4 тысячам человек. Тогда как количество работающих в таких условиях составляет порядка 350 тысяч человек. Поэтому теперь добровольные профессиональные взносы переводятся в разряд обязательных в размере 5% от фонда оплаты труда.
Таким образом, на пенсионные счета лиц, занятых во вредных условиях труда, будут поступать 15% пенсионных взносов. Эти отчисления позволят нашим гражданам накопить достаточно средств для выхода на пенсию уже в 50 лет.
Отмечу, что это не является нагрузкой для работодателя, поскольку данные расходы будут отнесены на вычеты при осуществлении налоговых платежей. Все эти меры принимаются Правительством в целях усиления социальной защиты наших граждан, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях труда.
— Один из обсуждаемых вопросов — унификация пенсионного возраста для женщин. Реакция общества неоднозначна. Чем вызвано такое решение, насколько оно является продуманным? Есть ли подобный опыт в мировой практике, каковы его результаты?
— В проекте закона предлагается повышение пенсионного возраста женщин с 58 до 63 лет. Почему мы сегодня идем на повышение пенсионного возраста для женщин? По действующему законодательству за стаж работы, выработанный до 1 января 1998 года, пенсия выплачивается государством. То есть даже если 6-месячный стаж на 1 января 1998 года есть, то государство платит солидарную пенсию.
Но с каждым годом на пенсию будут выходить все меньше людей, имевших достаточный стаж работы до 1998 года. И наоборот, будет увеличиваться число тех, кто должен получать пенсию в основном из накопительной системы. И практически с 2018 года среди пенсионеров не будет граждан, имеющих полный трудовой стаж. Это означает, что размер солидарной (трудовой) пенсии женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет снижаться.
Таким образом, существенную роль будет играть сумма пенсионных накоплений в НПФ, а не из бюджета. Поэтому необходимо, чтобы в накопительной пенсионной системе участвовали как можно больше граждан и имели возможность обеспечить себе достаточные пенсионные накопления. И если сегодня не проводить эту реформу, то завтра большая часть женщин окажется без достаточных пенсионных накоплений, а значит, без нормальной пенсии.
Реакция общественности на любые непопулярные реформы, затрагивающие интересы широких слоев населения, всегда болезненна. Но следует понимать, что ни одно Правительство не идет на непопулярные реформы без достаточных на то оснований. Унификация пенсионного возраста — это не казахстанское ноу-хау. Повышение рубежа пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют использовать многие страны мира — Великобритания, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Южная Корея, Чехия, Азербайджан, Украина, Эстония и другие.
При этом в 18 странах ЕС пенсионный возраст женщин выровняется с пенсионным возрастом мужчин уже к 2020 году. Должен отметить, что в некоторых странах Европы пенсионный возраст составляет 67 лет, в отдельных странах рассматривают вариант и 70 лет. Например, во Франции период повышения пенсионного возраста для женщин занимает 8 лет. Но есть и другие примеры. Втехстранах, где несвоевременно были приняты меры по повышению пенсионного возраста, оно осуществлено в короткие сроки. Так, в Греции в течение трех лет пенсионный возраст был повышен с 61 до 65 лет. До 2016 года его планируют поднять до 67 лет.
Осознавая свою ответственность перед нашими гражданами, мы предложили не одномоментное, резкое повышение пенсионного возраста, а поэтапное его увеличение, в течение 10 лет, по полгода за каждый год, начиная с 2014 года.
— На минувшей неделе Правительство приняло Комплексный план содействия занятости лиц старше 50 лет. Какие меры он предусматривает, и как государство будет контролировать работодателей? Обеспечит ли данный план условия, необходимые для достойного выхода на пенсию?
— Повышая пенсионный возраст, мы понимали, что нам нужно принять дополнительные меры по обеспечению занятости населения, и прежде всего женщин среднего возраста. Для защиты работников старше 55 лет в Трудовой кодекс вносится ряд изменений. Например, запрещается размещать информацию о вакансиях для приема на работу, содержащую требования дискриминационного характера в сфере труда. То есть формулировка «не старше… стольки-то» будет считаться незаконной. Теперь не допускается расторжение трудового договора с работниками от 55 лет (кроме соответствующего решения комиссии).
Второе. Для охвата пенсионной системой самозанятых Правительством планируется изменение специальных налоговых режимов. Суть изменения заключается в том, что налоги предпринимателя будут уменьшаться на сумму пенсионных взносов, перечисленных за себя и за своих работников.
Третье. Как известно, Правительство утвердило Комплексный план содействия занятости лиц пожилого возраста, так называемая, «инициатива 50+». Предусматривается ряд мер, направленных на широкое применение женского труда, использование дистанционных форм занятости, развитие надомного труда, а также по развитию предпринимательства для женщин.
Будет разработан Закон «О социальных рабочих местах», предусматривающий стимулирование приема на работу лиц предпенсионного возраста.
В завершение скажу, что сегодняшняя модернизация пенсионной системы направлена прежде всего на дальнейшее развитие нашей страны. Реформа нацелена на то, чтобы любой работающий человек мог в старости обеспечить себя достойной пенсией, которая позволит ему жить достойно. Добавлю, что успешность пенсионной реформы зависит от ответственности как государства, Национального банка, Единого накопительного пенсионного фонда, так и от ответственности самих граждан за накопления, обеспечивающие их достойную старость.
Беседовал Берик УСЕНОВ.