Нужна скорая помощь

48-2-6Животноводство
Сейчас ТОО «Бастау» — одно из крупнейших животноводческих хозяйств нашей области. И не просто животноводческое, а племенное по выращиванию овец эдильбаевской породы и КРС казахской белоголовой.
Но это сейчас. А начиналось все очень и очень трудно.
В 1998 году некогда передовой и зажиточный, ордена Трудового Красного Знамени колхоз «Красная заря» стал банкротом. Его председатель Темирхан Мукушев собрал народ, объявил людям горькую весть и спросил: «Что будем делать?» При этом добавил: «Вы свободны в своем выборе — хотите, работайте самостоятельно, хотите — организовывайте семейные, крестьянские хозяйства… В общем, воля ваша».

— В колхозе к тому времени я проработал 16 лет, из них шесть — председателем, — вспоминает Темирхан Каппасович. — Конечно же, хорошо знал своих людей, однако такого ответа от них, честное слово, не ожидал.

А колхозники ответили так: с тобой, Темирхан, мы жили и работали и в хорошие времена, и в плохие. Доверяем тебе. Так что давай, руководи нами и дальше, выбираться из сложившейся ситуации будем вместе. То есть, Мукушев получил от народа карт-бланш.

— С одной стороны, для меня доверие колхозников было очень трогательно, с другой -возлагалась огромная ответственность за судьбы людей, — говорит Темирхан Каппасович. — Ведь в то время в Новоалександровке, где располагалось наше хозяйство, проживало около двух тысяч человек, из них порядка пятисот работало в колхозе.

Словом, ношу на себя Мукушев взваливал тяжелую. Но не спасовал, понадеялся на помощь доверившихся ему людей.

Колхоз сменил формухозяйствования и название — стал ТОО «Бастау», что в переводе с казахского значит «начало», «исток». Собрали последние силенки и посеяли 10 тысяч гектаров зерновых. Увы, 1998 год оказался неурожайным. Тем не менее, бастаусцы не сдались, верили в себя, в своего вожака, и следующая уборка урожая их вознаградила — в среднем с каждого из 10 тысяч гектаров они собрали по 17,2 центнера пшеницы. А цены на нее в 1999 году были высокими. Денег хватило и с долгами рассчитаться, и на собственные нужды — капитально отремонтировали технику, построили зерносклады, теплую стоянку для тракторов. Казалось бы, вошли в колею. Но Мукушев, наученный горьким опытом, понимал: полеводство — дело рискованное, куда надежнее животноводство. Надо сказать, что в колхозе общественное стадо — КРС, овцы, лошади — было всегда, но в 90-е годы от него осталось всего ничего, да и то беспородное. Мукушев, ветврач с высшим образованием, решает: сделать упор на выращивание животных, причем, только породистых. Тем более, все условия в хозяйстве были — и фермы, и специалисты -животноводы. ТОО закупает 300 племенных телок казахской белоголовой, 2 тысячи овец эдильбаевской породы.

Выбор КРС мясной породы был не случайным: производство молока — процесс трудоемкий и энергозатратный: доильные аппараты, механическая раздача кормов, навозоудаление, автопоилки требовали больших затрат электроэнергии и дизтоплива. Для казахской белоголовой ничего выше перечисленного не требовалось — пастбищное содержание с весны до поздней осени, зимой — глубокая подстилка. А это — резкое снижение затрат.

Поняв, что курс выбран верный, в 2000 году Мукушев закупает еще 180 телок той же породы и 20 племенных быков. Его хозяйство получает статус племенного, а уже в 2001 -м начинает продавать чистопородных телок и овец. Затраты на приобретение и содержание элитного скота стал и окупаться.

В настоящее время в ТОО имеются 2522 головы КРС, из них 1100 коров, 10 тысяч овец (3 217 маток), 3100 лошадей (1200 кобыл). О последних надо сказать особо. Коневодством в «Бастау» занялись в 2004 году. К 200 имевшимся закупили еще 890 — разномастных, а точнее — беспородных. А вот жеребцов — производителей используюттолько чистой мугалжарской породы.

— «Мугалжары» ценны не только своим «мраморным» мясом, но, главное, тем, что они не боятся наших морозов, корм себе круглый

год ищут сами, — поясняет Темирхан Каппасович. — Задача табунщиков — лишь охранять их от волков и барымтачей. То есть, содержание лошадей не требует больших затрат. Правда, прибавилось забот у специалистов: наша цель — вывести чистопородных «мугалжаров», поэтому их задача из появившихся на свет жеребят отобрать тех, кто более всего соответствует параметрам породы — для дальнейшей «очистки». Остальных — в общий табун.

Надо сказать, что над улучшением племенных качеств лошадей коневоды «Бастау» работают в тесном контакте с учеными Аграрного университета им. С. Сейфуллина и КазНИТиЖ.

Как видим, животноводство в хозяйстве развивается — растет поголовье, улучшаются его качественные характеристики, но проблема, с каждым годом обостряющаяся, уТОО есть. И заключается она в нехватке земли -пастбищ, сенокосов, кормовых угодий. Их у «Бастау» всего 19 тысяч гектаров. Этого для имеющегося поголовья крайне мало, ведь, по нормативам, только для одной лошади требуется 15 гектаров пастбищ, для одной головы КРС -7. Итого, если эти нормы умножить на поголовье коров и лошадей ТОО, получается 64154 га. А ведь есть еще 10 тысяч овец, а еще нужны сенокосы, площади для выращивания кормов. Где взять землю?

А ведь она есть — пустующая. Но у нее — свои хозяева.

— Я прекрасно знаю, что в районе десятки тысяч гектаров земли никак не используются, но как их взять, ведь это чья-то собственность, — сокрушается Мукушев. — А мне эта земля нужна позарез.

Парадокс: ведь есть закон, в соответствии с которым земли, необрабатываемые или используемые не по назначению, подлежат изъятию. Президент страны потребовал провести инвентаризацию всех сельхозугодий, вовлеченных в оборот.

—  Иногда руки опускаются, — с отчаяньем в голосе говорит Темирхан Каппасович, — но как вспомню, сколько труда и мной, и моими животноводамиу же вложено в это дело…

Симптом тревожный. Нужна скорая помощь.

Александр ДОЛГОВ. Атбасарский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также