По следам обращений в «АП»
Нынешний паводок после небывало снежной зимы вызвал особенно много тревог и хлопот. В области эту ситуацию держал на контроле лично аким области, грамотно решая многие возникающие вопросы. Были проведены полные обследования гидротехнических сооружений, бассейнов рек, проведены гидротехнические расчеты возможных объемов прихода паводковых вод. Повсеместно вывозился снег, велись взрывные работы, круглосуточное дежурство. Для проведения самых различных противопаводковых мероприятий было выделено 360 млн. тенге. Многие организованные нынче работы кардинально меняли паводковую ситуацию. Так, по реке Кылшакты для недопущения разлива Ивановской плотины тело ее было вскрыто, проведен обводной канал. По реке Чаглинка, чтобы не допустить подтопления домов села Красный Яр близ Кокшетау сооружены заградительные валы. А в ауле Кенесары Бурабайского района, где у железнодорожного пути все же вода подступила к домам, пришлось демонтировать водопропускные трубы, препятствующие свободному движению воды, вести ее откачку с дворов и погребов.
В селе Талапкер Целиноградского района нынче разлилась река Ишим так, что тоже подтопила некоторые постройки. Для решения проблемы здесь отсыпали небольшую заградительную дамбу и силами спасателей и пожарных машин из образовавшего водного рукава содержимое перекачали обратно в Ишим. Что тут же дало свой результат, и вода стала спадать. Как никогда, много воды было у сел Троицкое и Ермаковка Зерендинского района. Но и тут принятыми мерами быстро разрешили проблему.
Наша редакция интересовалась и прохождением паводка у сел Владимировка и Богородка Сандыктауского района, о чем мы не раз писали. Этой весной много делалось для укрепления речных берегов, так что владимировские дома нынче не подтопило. Ну, а вот богородцы, увы, опять в паводок оказались отрезанными от большой земли. Такое происходит здесь до обидного регулярно. И, если до этого люди перебирались через реку хотя бы по подвесному мосту, то в те дни к нему было не подступиться из-за того, что в свое время взорвали ведущую к нему грейдерную насыпь, дабы отвести поток воды от соседней Владимировки.
— Это стало уже традицией, — сетовали богородцы, — как паводок, так мы никуда не можем добраться, живем как на острове. Когда наше положение изменится?
Этот вопрос из года в год редакция задает самым разным руководителям. Нынче на него взялся ответить аким Сандыктауского района Канат Суиндиков.
— На строительство моста, который бы раз и навсегда решил эту проблему, — сказал он, — потребуются большие средства, неподъемные для нашего дотационного района. К решению этой проблемы нужно подключаться всем. Чтобы положить начало, нынче мы решили объединить усилия местных бизнесменов для составления ПСД. А дальше уже будем обращаться за помощью выше. О проблеме этой знают и депутаты Мажилиса Парламента, и мы очень надеемся на совместные усилия.
Еще одна застарелая паводковая проблема — подтопление кокшетауских железнодорожных дач вдоль реки Чаглинка. Нынче после трехдневного резкого потепления 8-10 апреля на Чаглинском водохранилище были открыты шлюзы, и в результате сброса воды более 30 дачных домиков оказались почти полностью затоплены вместе с находящимися в них холодильниками, телевизорами и диванами, разрушились легкие постройки, ограды. Чтобы что-то спасти, люди пытались пробираться на лодках, что мы и зафиксировали на фото. Простояв несколько дней, вода здесь сошла также резко, как и пришла, оставив на деревьях погибшую рыбу.
— Неужели нельзя уйти от столь мощных аварийных сбросов и спускать воду планомерно, не доставляя урон дачникам? — спрашивают редакцию пострадавшие.
Ихвопрос мы адресовали начальнику ДЧС Арману Абдыкалыкову. Он считает, что дачи, построенные вдоль русла реки, должны обязательно иметь у воды заградительные валы, как это нынче сделали у себя красноярцы. Берег должен быть укреплен. А сама река — хорошо очищена от мусора и веток. Этим должны быть озабочены как сами дачники, так и городские коммунальные службы, которые самоустранились в данной ситуации. Если предусмотреть на эти работы необходимые средства и проводить их заблаговременно, то проблемы не будет.
На самом же Чаглинском водохранилище начальник участка Акмолинского филиала РГП «Казводхоз» Айнарбек Уалиев, предоставив расчеты, сказал, что в тот день, когда они произвели одновременно сброс более миллиона кубометров воды и произошло подтопление дач, водохранилище было заполнено до предела. И другого выхода просто не было. Раньше тоже велись сбросы, но значительно более мелкие. Увеличивать их не было распоряжений. А чтобы точно владеть ситуацией, им надо было, как раньше, получать сведения с гидропоста, что в селе Павловка, но он ведомственно к ним не относится. Хотя, считает опытный специалист, такой стратегический объект, как водохранилище, нельзя лишать столь ценной информации. Теперь здесь настойчиво ставят вопрос о передаче этого гидропоста в их ведомство.
Несмотря на то, что паводок у нас, как считают в ЧС, уже практически позади, редакция продолжает поднимать именно эти, переходящие из года в год вопросы, намеренно. Чтобы еще раз обратить на них всеобщее внимание и решить, наконец, проблему.
Александра МЯКОТА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.