Модернизация Пенсионной системы
[Окончание. Начало в №№40,41 от 13 и 16 апреля]
Прежде чем говорить об изменениях посмотрим, что получают сегодня лица, занятые во вредных условиях труда?
Действующая в Казахстане система сегодня для них включает:
1) государственное специальное социальное пособие, выплачиваемое до достижения пенсионного возраста, в размере 9 МРП (для списка №1) и 8 МРП (для списка №2);
2) базовую пенсионную выплату при достижении общеустановленного пенсионного возраста;
3) солидарную (трудовую) пенсию при достижении 63/58 лет и наличии трудового стажа на 1 января 1998 года не менее 6 месяцев;
4)накопительную пенсию, при участии в осуществлении ОПВ в НПС в размере 10% от заработной платы работников;
5)пенсии за счет добровольных профессиональных взносов (ДППВ), уплачиваемых работодателями в НПФ по своей инициативе в пользу своих работников. Ставка ДППВ устанавливается по соглашению сторон договора и не должна превышать 10% от ежемесячного дохода работника;
6) страховые выплаты из Государственного фонда социального страхования, на случай утраты общей трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста;
7) пожизненные страховые выплаты из страховых компаний при потере трудоспособности от трудового увечья и профессиональных заболеваний.
Говоря о предлагаемых изменениях, следует признать, что добровольная профессиональная схема в данном случае не получила должного развития. Предполагалось, что она обеспечит рост пенсионных накоплений за счет ДППВ и позволит выйти на пенсию в 53/55 лет. Однако в настоящее время участниками системы являются более 4 тысяч человек, а их накопления лишь не намного больше 100 млн. тенге.
Учитывая специфику работы, межведомственной рабочей группой при Правительстве РК внесено предложение о переходе от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам. В таком случае, на индивидуальные пенсионные счета будут поступать 15% пенсионных взносов, из них 10% ОПВ от ФОТ самого работника и 5% за счет работодателя. Это позволит обеспечить при их непрерывном участии в системе (не менее 30 лет) и регулярном отчислении (12 раз в год) достаточность пенсионных накоплений для раннего выхода на пенсию.
При этом нагрузка на работодателя не увеличится, так как сумма взносов в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей.
Кроме того, для этой категории лицбудут сохраняться выплата базовой пенсии; солидарной (трудовой) пенсии при наличии трудового стажа на 1 января 1998 года не менее 6 месяцев; страховые выплаты из Государственного фонда социального страхования, на случай утраты общей трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста; пожизненные страховые выплаты из страховых компаний при потере трудоспособности от трудового увечья и профессиональных заболеваний.
Используемые в мире государственные системы пенсионного обеспечения, включающие специальные режимы, делятся на разрозненные, смешанные объединенные схемы.
Разрозненные системы предполагают функционирование самостоятельных профессиональных пенсионных систем работников отдельных отраслей экономики либо отдельных групп занятого населения. Самостоятельная профессиональная пенсионная система приспособлена к специфическим условиям отрасли или профессии. Участники, относящиеся к этим схемам, осуществляют обязательные профессиональные пенсионные взносы в самостоятельные профессиональные пенсионные схемы и не участвуют в обязательной пенсионной системе по общей схеме. Пенсионные выплаты осуществляются на солидарной основе.
Смешанные пенсионные системы представляют собой всеобщую национальную государственную пенсионную систему, включающую в себя специальные положения для отдельных групп. Работники осуществляют обязательные пенсионные взносы в общенациональную пенсионную систему, в которой ставка дифференцируется в зависимости от условий труда. У работников с вредными условиями труда ставка взносов выше, чем у лиц, занятых в обычных условиях труда, что позволяет обеспечить им ранний выход на пенсию. Пенсионные выплаты осуществляются на солидарной основе.
Объединенные пенсионные системы представляют собой всеобщую национальную пенсионную систему, где отдельные категории работников, при равном участии, могут иметь права на ранний выход на пенсию. Ставка взносов — единая для всех участников системы. Финансирование государственной пенсионной системы осуществляется из средств пенсионных взносов или общих налоговых поступлений.
Может возникнуть вопрос, как отразится переход от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам на себестоимости продукции работодателей? В действующем законодательстве работодатели этой категории имеют налоговые преференции. В соответствии с пунктом 3 Статьи 110 Налогового кодекса РК добровольные профессиональные пенсионные взносы, уплаченные налогоплательщиком по договорам, подлежат вычету в пределах, установленных законодательством РК о пенсионном обеспечении.
В предлагаемых нами преобразованиях данные нормы будут сохранены, что не должно привести к увеличению нагрузки на работодателя и повлиять на себестоимость продукции.
Что ожидает самозанятое население? В настоящее время основная масса самозанятых лиц уплачивает пенсионные взносы в пределах разрешенного минимума, то есть 10% от минимального размера заработной платы. Таким образом, в год они уплачивают не более 1,2-кратной минимальной заработной платы (или не более 23 тыс. тенге, если брать текущий год).
За 35 лет общая сумма накоплений вкладчика составит 42 кратной МРП. Таких накоплений хватит на выплату пенсий в размере минимальной заработной платы на 3,5 года. В случае, если самозанятые не будут участвовать в пенсионной системе, то при достижении пенсионного возраста их ожидают социальные пособия по возрасту, в размере не более чем 50% от величины прожиточного минимума.
Для решения этой проблемы предполагается ряд мер. Сучетом проводимых мер по уточнению статуса самозанятых и вовлечению их в продуктивную занятость (в рамках программы «Занятость-2020») будет введено требование об обязательном участии в накопительной пенсионной системе лиц, получивших статус самозанятого населения. Начиная с 2017 года, предполагается изменить порядок уплаты взносов: самозанятое население должно будет заявлять весь свой доход и платить пенсионные взносы с этой суммы. Также изменится система минимальных гарантий. Базовая пенсионная выплата будет предоставляться самозанятым, достигшим пенсионного возраста, являвшимся участниками НПС не менее 5 лет.
Так какую же пенсию граждане РК будут получать в будущем? Для ответа на данный вопрос необходимо, прежде всего, разделить участников пенсионной системы на группы по признаку участия или неучастия в компонентах пенсионной системы. К первой группе относятся граждане, которые были участниками только солидарной компоненты пенсионной системы, то есть это сегодняшние пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года и имевшие трудовой стаж на 1 января 1998 года. Они в настоящее время получают пенсии из солидарной пенсионной системы и базовую пенсионную выплату.
Ко второй группе относятся граждане, являющиеся участниками смешанной пенсионной системы, то есть солидарной и накопительной компоненты пенсионной системы. К ним относятся как состоявшиеся после 1988 года пенсионеры, так и пенсионеры, выходящие на пенсию сегодня. Их пенсионная выплата складывается из солидарной, накопительной и базовой пенсионной выплат.
Третья группа состоит из граждан, которые являются участниками только накопительной пенсионной системы. К ним относятся лица, у которых отсутствует трудовой стаж на 1 января 1998 года, либо этот стаж меньше 6 месяцев. Их пенсионная выплата будет состоять только из накопительной и базовой пенсионных выплат.
Кроме того, для тех лиц, которые не являлись участниками ни солидарной, ни накопительной пенсионной систем, будет сохранено право на получение государственного социального пособия по возрасту, в размере 50% от прожиточного минимума.
Состоявшихся на сегодняшний день пенсионеров можно разделить на три категории. Первая: вышедшие на пенсию до 1991 года. Их численность составляет 309,8 тыс. человек. Вторая: вышедшие на пенсию в переходный период (с 1991 по 1997 годы), их численность составляет 518,9 тыс. человек. Третья: вышедшие на пенсию после реформы 1998 года, их насчитывается 930,6 тыс. человек. Для состоявшихся пенсионеров будет сохраняться действующий порядок повышения пенсии с учетом опережения инфляции на 2%.
Талгат МУСТАФИН.