Местное самоуправление. Этапы реализации Концепции

1-2Послание Президента: «Казахстан-2050»
В Послании «Стратегия «Казахстан — 2050: новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан, Лидер Нации Нурсултан Назарбаев определил конкретные мероприятия по дальнейшему успешному развитию политической системы и экономики нашей страны.
Одним из них является дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии. Глава государства поставил задачу грамотно провести децентрализацию власти, суть которой заключается в предоставлении прав и необходимых ресурсов для принятия решений от центра к региональным органам власти. Общество и все граждане должны быть непосредственно включены в процесс принятия государственных решений и их реализацию, который будет осуществляться через органы самоуправления, формируемые населением на местах.

Президент подчеркнул, что децентрализация — это прежде всего качественное изменение систем государственного управления и принятия решения на местном уровне. Она не должна привести к ослаблению вертикали власти и снижению исполнительной дисциплины.

В этой связи Глава государства в ноябре 2012 года своим Указом утвердил Концепцию развития местного самоуправления в Республике Казахстан, которая позволит повысить качество управления втом числе и на аульном, сельском уровне, расширит возможности участия граждан в решении местных вопросов. Реализация Концепции будет проходить поэтапно.

Дополнительными полномочиями будут наделены сельские акимы, что позволит им эффективнее влиять на ситуацию в своих округах.

Для усиления общественного контроля предлагается существенно изменить порядок назначения сельских акимов. Теперь данная процедура будет осуществляться через маслихаты. Так, в августе этого года состоятся выборы акимов сельских, поселковых и городов районного значения. Всего по области будет избрано 248 акимов, что составляет 93,9% от общего числа акимов всехуровней.

Предпринимаемые меры продиктованы требованиями времени, это подтверждает мировая практика развития государственного управления.

В современности благополучие государства определяется эффективным использованием потенциала нации в целом и способностей отдельно взятых граждан. Поэтому большинство развитых стран стремится к постоянному совершенствованию местного самоуправления, так как данный уровень власти наиболее приближен к населению, им же формируется, ему подконтролен и решает основные социально-экономические проблемы региона. При рациональном построении местного самоуправления не только оптимально будут расходоваться местные ресурсы, но и заметно повысится доверие населения к власти. Кроме того, повышение эффективности и конкурентоспособности системы государственного управления требует передачи ряда функций непосредственного жизнеобеспечения населения в сферу местного регулирования.

Следует отметить, что в настоящее время имеется ряд проблемных вопросов по организации и практическому осуществлению местного самоуправления. Как известно, в развитых странах оно создавалось в несколько этапов, и этот процесс носил исторически длительный характер.

Становление и развитие местного самоуправления в Казахстане фактически получило стартовый толчок в виде существенных законодательных поправок и изменений. В частности, в 2007 году в Конституции было определено, что местное самоуправление осуществляется населением, а также через маслихаты. Данная конституционная позиция существенно поднимает роль представительных органов в местном управлении. В частности, повышается роль маслихатов при избрании акимов различного уровня.

На сегодня за акимами аулов, сельских округов, городов районного значения закреплен ряд функций по решению социальных и иных задач, при том, что они не имеют самостоятельного бюджета. В результате страдает качество решения вопросов, и это объективно вызывает недовольство со стороны населения. Решение данной задачи будет очередным и важным этапом реализации Концепции развития местного самоуправления. Это позволит расширить полномочия сельских акимов

по принятию решений вхозяйственной и социальной сферах, по использованию местных ресурсов — земли, имущества, реального содействия росту малого и среднего бизнеса всельской местности, в других сферах.

В целях увеличения потенциала местного самоуправления на нижних уровнях управления будет решаться вопрос оптимизации административно-территориальных единиц на уровне сельских округов. Так, на последней внеочередной XII сессии областного маслихата был рассмотрен вопрос и принято решение «Об изменении административно-территориального устройства города Степногорска, Аккольского, Ерейментауского и Шортандинского районов Акмолинской области», прямым образом связанного с вышеобозначен-нойпроблемой.

Таким образом, усиление полномочий маслихатов в вопросах формирования органов местного самоуправления, расширение финансовой самостоятельности нижних уровней управления будут служить гарантом дальнейшего укрепления государственности и развития демократии.

Нина ДЬЯЧЕК,
секретарь областного маслихата.

Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также