Об унификации возраста и мировом опыте

Модернизация Пенсионной системы
[Продолжение. Начало в №40 от 13 апреля]
Обсуждаемое сегодня в рамках законопроекта повышение пенсионного возраста женщин, прежде всего, связано суменьшением трудового стажа работы на 1 января 1998 года. Более 12% женщин, обратившихся за назначением пенсии в 2012 году, уже не имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, а к 2018 году его не будет всех выходящих на пенсию женщин.

Это означает, что пенсия женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет включать:

— базовую пенсию,

— солидарную (трудовую) пенсию из бюджета, соответствующую трудовому стажу до 1 января 1998 года. При этом со временем размер трудовой пенсии может стать ниже устанавливаемого ежегодно минимального размера пенсии из-за неполного трудового стажа,

— накопительную пенсию из НПС в относительно небольших размерах, соответствующих пенсионным накоплениям.

По прогнозным расчетам, размер получаемых пенсий женщин будет составлять менее 40% от прежнего среднемесячного заработка уже в этом десятилетии. В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсии из НПС. Ожидается также, что к этому времени в результате проведения структурных преобразований в НПС и повышения эффективности управления активами увеличатся инвестиционные доходы, перечисляемые на индивидуальные пенсионные счета.

Повышение пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют использовать многие зарубежные страны. Предложение по повышению пенсионного возраста женщин внесено в Правительство РК межведомственной рабочей комиссией.

Обсуждение начато, и рабочая комиссия открыта для предложений и замечаний по этому вопросу.

Предлагаемый Межведомственной комиссией при Правительстве РК вариант для обсуждения следующий. В соответствии с мировой практикой и отечественным опытом, который был реализован с 1996 по 2001 годы, повышение пенсионного возраста предлагается осуществлять постепенно, в течение 10 лет, увеличивая пенсионный возраст по 6 месяцев ежегодно, начиная с 2014 года.

Это позволило бы провести его безболезненно для лиц предпенсионного возраста. Например, женщины, достигшие 58 лет, будут выходить на пенсию в 58,5 лет, то есть через 6 месяцев, кому 57 лет, то через год или в 59 лет. Время позволит психологически подготовиться и адаптироваться к новым условиям тем, которые будут выходить на пенсию в 63 года. И, что немаловажно, позволит принять меры по расширению возможностей продуктивной занятости для женщин. Правительство планирует разработать и реализовать специальные мероприятия содействия занятости для женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми, самозанятых и безработных, а также предпенсионного возраста.

Так как назначение пенсий из солидарной системы будет осуществляться до 2043 года, унификация пенсионного возраста будет касаться женщин, являющихся участниками как солидарной, так и накопительной пенсионной системы.

Предполагается ли, что при повышении пенсионного возраста для женщин будут созданы дополнительные условия.

Во-первых, повышение пенсионного возраста женщин будет сопровождаться следующими мероприятиями:

1) повышение квалификации женщин — наемных работников с отрывом и без отрыва от производства;

2) вовлечение в продуктивную занятость самостоятельно занятых в рамках программы «Занятость-2020»;

3)  расширение доступности микрокредитов для женщин, занимающихся предпринимательством или желающих открыть собственное дело;

4) обучение женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком по выбранным ими профессиям;

5) внесение изменений в Трудовой кодекс, предусматривающих ужесточение требований к работодателю в части прекращения трудовых отношений с женщинами предпенсионного возраста;

6) субсидирование обязательных пенсионных взносов женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам, а также в отпусках по уходу за ребенком.

Во-вторых, для женщин, имеющих трудовой стаждо 1 января 1998 года, будет сохранено право раннего выхода на пенсию:

— в 53 года, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;

— в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 10 лет, в соответствии с ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

Также в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3-х лет, в пределах 12 лет в общей сложности.

В-третьих, для участниц НПС при достаточности пенсионных накоплений будет сохранено право назначения пенсионных выплат из НПС в 50 лет.

Давайте посмотрим, какие варианты повышения пенсионного возраста женщин имеются в мировой практике? Адаптацию пенсионных систем к старению населения за счет повышения пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют использовать многие зарубежные страны (Великобритания, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Южная Корея, Чехия, Азербайджан, Украина, Эстония и др.).

При этом в 18 странах ЕС пенсионный возраст женщин уравнивается с пенсионным возрастом мужчин уже к 2020 году, пять планируют сделать это позже (см. таблицу).

Планируемое повышение пенсионного возраста в отдельных странах

41-2-2

Как правило, повышение пенсионного возраста не имеет принудительного характера. Оно осуществляется гибко, наиболее щадящим образом для населения, при сохранении возможности выхода на пенсию в привычном пенсионном возрасте, но за счет соответ-

ствующей корректировки размера пенсии. Гражданам предоставляется возможность выбора и допускается гибкий выход на пенсию при наличии необходимого страхового стажа, или достаточности пенсионных накоплений, возможности получения частичной пенсии (США, Канада, Франция, Италия, Германия, Дания, Нидерланды, Финляндия, Швеция и др.).

Повышение пенсионного возраста в большинстве случаев осуществляется поэтапно с дифференциацией граждан/женщин, переводимых на новые условия, по возрасту и иным основаниям (многодетность, стаж работы во вредных для здоровья и тяжелых условиях труда, инвалидность и др.). Уровень повышения пенсионного возраста обычно составляет от 2-х до 6-ти месяцев в год.

Например, в Южной Корее повышение пенсионного возраста для женщин (до 65 лет) будет осуществлено в течение 20 лет, во Франции — до 62 лет — за 8 лет, в Украине повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет-в течение 10 лет и т. д.

В отдельных случаях(Чехия) повышение осуществляется одномоментно с установлением возраста лиц, переходящих на новые условия.

В связи с модернизацией есть мнение, что от унификации возраста в первую очередь пострадают женщины, проживающие на селе. Как эта категория будет охвачена накопительной пенсионной системой в предпенсионном возрасте? В соответствии с действующим законодательством в трудовой стаж женщин засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более, чем до достижения каждым ребенком возраста 3-х лет, в пределах 12 лет в общей сложности. Эта норма сохраняется и в предлагаемом законопроекте.

В этой связи при выходе на пенсию женщины, проживающие на селе, неработающие и не являющиеся участниками НПС, могут получать трудовую пенсию, минимальный размер которой соответствует 12 годам трудового стажа, а также базовую пенсию.

Дополнительно, для обеспечения непрерывности осуществления пенсионных взносов и увеличения объема пенсионных накоплений предлагается ввести субсидирование ОПВ женщин в период их нахождения в отпусках, связанных с рождением и уходом за детьми.

А для женщин, имеющих возможность и желающих работать в общественном производстве, будут реализованы меры по вовлечению их в продуктивную занятость как в рамках программы «Занятость-2020», так и в рамках региональных программ.

Предусматриваются также минимальные гарантии пенсионного обеспечения для лиц, достигших пенсионного возраста.

(Продолжение в следующем номере).

Талгат МУСТАФИН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также