ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Нартай ИСКАКОВ, директор ТОО «Кара-Озек», член Комиссии поземельной реформе:

— Полностью поддерживаю слова Главы государства о том, что земельный вопрос — один из архиважных, актуальнейших сегодня, вызывающий особое внимание в нашем обществе.

Сегодня часть земель сельскохозяйственного назначения находится в общей долевой собственности. В нашей области примерно 100 тысяч человек имеют условную земельную долю на площади более 2,5 миллиона гектаров, что составляет 25% от общей, поэтому я хотел бы остановиться на взаимоотношениях с пайщиками, которые внесли свои земельные наделы в качестве взноса в уставные капиталы хозяйств. Не секрет, что некоторые обладатели условных земельных долей давно покинули республику, но при этом сохранили за собой право на земельные доли. К примеру, недавно обратился сельхозтоваропроизводитель из Жаркаинского района, который ежегодно отправляет переводом дивиденды в Россию, Беларусь, в другие страны. Считаю, что нужно законодательно закрепить: нерезидент страны не может быть обладателем земельной доли.

Другой вопрос. Каждый обладатель условной земельной доли имеет право выхода из товарищества со своим земельным наделом для организации крестьянского хозяйства, но, как показывает практика, это невозможно сделать или весьма сложно. По законодательству решение о выделении земельного участка принимается общим собранием, если в нем приняли участие не менее 50% участников. Некоторые ТОО имеют более двух тысяч участников — это примерно жители 10-15 сел. Собрать их в одном месте невозможно, и этим пользуются недобросовестные учредители, которые препятствуют образованию крестьянских хозяйств.

С другой стороны, видя, что в последние годы рентабельность агробизнеса повышается, некоторые представители бизнеса будоражат пайщиков, обещая высокие дивиденды, тем самым расшатывая налаженные сельхозпредприятия. Есть случаи такого «захвата» земельных участков. Считаю это несправедливым, ведь сегодняшние землепользователи в самое трудное время вкладывали средства в развитие агросферы, когда это направление не было востребованным. Здесь важно найти продуманное, грамотное решение.

Наболевшая проблема — отсутствие пастбищ. Почему бы всем, кто не имеет скота, не возвратить пастбищные земли? Это логично. Но этот вопрос неоднозначный. Скажем, как поступить, если эти пастбища состоят из условных земельных долей? Допустим, это товарищество не занимается животноводством, но у участников ТОО на личном подворье  имеется  скот.  Площади же пастбищных угодий сельских населенных пунктов, выделенные для пастьбы скота населения, в 2-3 раза меньше, чем предусмотрено в нормативах. Поэтому при изъятии, думаю, нужно учитывать количество поголовья скота у участников ТОО.

На первом заседании Комиссии по земельной реформе прозвучало предложение о выкупе государством заложенных сельскохозяйственных земель у банков для возврата долей. Для этого нужны огромные средства. Можно рассмотреть и другой вариант — финансовые институты, как правило, при принятии земельных участков в качестве залогового обеспечения занижают их стоимость. С учетом этого момента можно законодательно обязать реализовывать заложенные земельные участки с сохранением условных долей. К слову, такая практика есть в нашей области: кредитные товарищества берут в залог участки, сформированные из условных земельных долей, с сохранением их в случае реализации.

Сегодня субаренда сельскохозяйственных земель запрещена, но «процветает» скрытая субаренда. Есть примеры, когда хозяйства оформляют земельные участки, но сами не работают — элементарно не имеют сельхозтехники, производственной базы. Алгоритм этот ясен: для этого составляется договор о совместном выращивании сельскохозяйственной продукции. При этом одна сторона предоставляет только землю, а всю работу выполняют другие. У тех, кто на самом деле работает на этой земле, нет возможности воспользоваться займом, поскольку за ними не числятся угодья, в некоторых случаях они не получают субсидии. Важно искоренить это явление: те, кто не работают на земле сами, должны возвратить ее в государственную собственность.

Я против продажи сельскохозяйственных земель в частную собственность. Прекрасно знаю, для того, чтобы уверенно вкладывать средства в землю, достаточно долгосрочной аренды. Добросовестный землепользователь не боится ни космомониторинга, ни проверок по рациональному использованию земель. Ведь если площадь используется по назначению, не нужно опасаться, что ее аренда не продолжится после окончания срока.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также