За недоступность — штрафы

#Жақыныңажанашырбол#Берегиближнего

Организация максимально возможной интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество путем создания доступной среды в виде пандусов, подъемников, специальных видов транспорта, дублирования визуальной, текстовой и звуковой информации и т.д., со временем приобретает все более значительный характер с целью сократить дистанцию, возникающую между человеком, имеющим инвалидность и здоровым человеком. Однако в Акмолинской области не на всех объектах предоставлены равные возможности на реализацию этого права.

В связи с этим со стороны департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Акмолинской области осуществляется государственный контроль в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, а именно: проводятся проверки государственных объектов,  физических лиц,  осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также юридических лиц по созданию условий лицам с ограниченными возможностями для беспрепятственного доступа к объектам.

Мы руководствуемся НПА- Конвенция о правах инвалидов, Предпринимательский кодекс РК (13 глава — Государственный контроль и надзор), ЗРК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (статья 25,37), ЗРК «О специальных социальных услугах» -это основные нормативные правовые акты, есть подзаконные акты-это приказы МТЗСН РК, Правила, стандарты, критерии оценки степени рисков и т.д.

Список выборочных проверок, ныне профилактического контроля, формируется посредством Интерактивной карты доступности (inva.gov.kz), внеплановые проверки проводятся на основании поступивших обращений (жалоб) физических и юридических лиц, контрольные проверки проводятся по наступлению сроков исполнения выданных предписаний.

По итогам проверок специалистами департамента вручаются предписания с указанием конкретных сроков устранения выявленных нарушений, после чего исполнение предписаний находятся на особом контроле.

По итогам 2016-2020 гг. было проведено 197 проверок, а также меры профилактического контроля с посещением субъекта, по результатам которых было выдано более 177 актов и предписаний по устранению выявленных нарушений. 30 должностных лиц и субъектов предпринимательства привлечены к административной ответственности на сумму более 4 млн тенге.

В последнее время департаментом особое внимание уделяется проверкам государственных учреждений, так как люди с ограниченными возможностями в первую очередь обращаются за государственными услугами в государственные органы. Поэтому нами были охвачены районные, городские акиматы, отделы занятости и социальной защиты в городах, районах, культурно-зрелищные объекты (дома культуры, библиотеки), объекты здравоохранения (больницы, поликлиники), объекты спорта. Так, за 2017-2020 годы охвачено около 145 государственных объектов, выдано более 120 предписаний об устранении выявленных нарушений (например, здравоохранение — 14, культура -15, образование — 7, спорт — 7, районные и городские акиматы — 17, социальные учреждения — 31, другие государственные органы — 7).

Однако не всегда руководители данных объектов исполняют выданные предписания по устранению нарушений, приходится обращаться в судебные органы (так, например, за период 2018-2020 гг. были возбуждены административные дела по неисполнению предписаний по 9 госучреждениям и предприятиям, таким, как: отдел занятости и социальных программ Жаксынского района и Акмолинская областная универсальная научная библиотека имени М.Жумабаева, Кокшетауская городская многопрофильная больница, футбольный клуб «Окжетпес», районный Дом культуры имени Биржан сал, аппарат акима Буландынского района, Центр специальных социальных услуг с.Купчановка, Буландынский район. По результатам рассмотрения судами было наложено штрафов на сумму 1776 320 тенге.

Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, принял Закон о социальной защите инвалидов, разработал Национальный план, доступ во всех сферах социальной жизни, охраны здоровья, образовании, социальной защите, отдыхе находится на особом контроле.

Одним из подтверждений важности обеспечения доступа для лиц с ограниченными возможностями является отсутствие меры административного характера, как «предупреждение».

При выявлении одного грубого нарушения: по несоответствию входной группы, санитарно-бытового помещения, пути движения, территории объекта должностное лицо и субъект предпринимательства привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в соответствии со ст.83 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях: влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти (132 550, с 1.04.2020 — 138 900), на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере ста двадцати (318 120 (2651), 01.04.2020 — 333 360), на субъектов среднего предпринимательства — в размере двухсот (530 200, 1.04.2020 — 555 600), на субъектов крупного предпринимательства

— в размере четырехсот месячных расчетных показателей (1 060 400, 01.04.2020 — 1111200).

В случае повторного совершения данного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания

—  штраф на должностных лиц в размере восьмидесяти (212 080 тенге, с 01.04.2020

— 222 240), на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере ста пятидесяти (397 650, 01.04.2020 — 416 700), на субъектов среднего предпринимательства — в размере двухсот пятидесяти (662 750, 1.04.2020 — 698500), на субъектов крупного предпринимательства — в размере шестисот (1 590 600, 01.04.2020 — 1 666 800) месячных расчетных показателей.

На основании вышеизложенного обращаем внимание всех субъектов — физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также юридических лиц, оказывающих услуги, будь это магазины, парикмахерские, ателье, кафе, столовые, банки, ломбарды, библиотеки, музеи, коммунальные предприятия, спортивные учреждения, аптеки и другие объекты согласно п.З ст.25 Закона Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов» №39 в соответствии с государственными стандартами обязаны создавать условия маломобильным группам для беспрепятственного доступа к их объектам.

Для преодоления ограничения жизнедеятельности, обеспечения равенства прав и возможностей во всех сферах социальной жизни: труде, отдыхе, образовании, социально-бытовом обслуживании лиц с ограниченными возможностями, рекомендуем всем предпринимателям и руководителям государственных органов и квазигосударственного сектора создавать условия для доступа к объектам социальной инфраструктуры, транспорта, связи и информации.

Бахытжан КУСАИНОВА,
руководитель отдела по контролю в сфере социальной защиты населения РГУ «Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Акмолинской области».

Читайте также