По нраву взыскательной публике

Рампа
22-й театральный сезон в Акмолинском областном казахском музыкальнодраматическом театре имени Ш. Кусаинова начался с премьеры «Сал — Серілер» в постановке режиссера, заслуженного деятеля РК Муратбека Оспанова.

Манарбек Кыдырбай, выпускник столичного университета искусств «Ша-быт» рассказал нам, как шла подготовка к этому необычному спектаклю. «Инсценировку я сочинял, опираясь на поэтические и прозаические произведения казахских авторов, посвященных известным акынам нашего края. Дулат Исабеков писал о Балуане Шолаке, Шахмет Кусаинов об Укили Ыбырае, Баянгали Алимжанов о Биржане сал. Это жанр драмы, поэтому в моих замыслах было представить искушенному зрителю не просто значимые эпизоды из жизни и судьбы творческих личностей, но и объединить их единой идеей. Сегодняшнему зрителю, особенно молодежи, на наш взгляд, должно быть хорошо известно наследие певцов Великой степи, прославивших в своих кюях наш край. Ключевую роль в казахской поэзии играли жырау, чье самобытное творчество и является духовным завещанием наших предков. Само слово «жырау» происходит от слова «жыр» — стихотворение, песнь, и жырау — прежде всего творец. Основной жанр — толғау, философское размышление, раздумье. В сравнении с жырау произведения акынов выглядят намного проще, но их поэзия разнообразнее и богаче по своей тематике. Замечу, что лучшие черты поэзии жырау не только были сохранены, но и обогащались и развивались акынами. Сал и серэ же были не только мастерами-импровизаторами, сочинителями нежных лирических песен, но и их исполнителями. По существу, они были не просто поэтами, но и профессиональными артистами Степи. По характеру творчества сал и серэ мало отличались друг от друга, но в их образе жизни имелись различия. К примеру, сал, окруженный почитателями таланта, музыкантами и певцами — одевался красочно и пестро, его привычки и поступки часто были вызывающими. Серэ, в отличие от сал, одевался строго, но со вкусом, богато и красиво. Собирал вокруг себя не только музыкантов и певцов, но и силачей-борцов, охотников и искусных стрелков. Наиболее прославленные сал и серэ со своей свитой всю жизнь странствовали по степи, участвуя в айтысах, байге, а их вольные песни не всегда приходились по душе власть имущим, и нередко они подвергались жестокой травле со стороны сильных мира сего. Такими трагичными, не понятыми и оскорбленными были судьбы наших великих земляков — Акана серэ и Биржана сал».

Сам режиссер-постановщик, заслуженный деятель РК Муратбек Оспанов так прокомментировал премьеру: «На сцене увлекательно воссоздаются яркие фрагменты жизни и творчества именитых акынов-импровизаторов нашего благословенного края: Акана серэ, Укили Ыбырая, Балуана Шолака и Биржана сал. В этом спектакле Акан серэ показан в образе непревзойденного певца, достигшего в зрелости признания народа, во все времена ценившего меткое поэтическое слово, а образ Биржана сал представлен посредством выражения нежных чувств и трогательной любви акына к красавице Ляйлим. В сюжетах о жизни и судьбе Укили Ыбырая и Балуана Шолака также доминирует любовная линия: две женские непростые судьбы их возлюбленных Какимы и Татьяны находят отражение и в песенном творчестве великих импровизаторов Степи».

В день премьеры в зале не было равнодушных. Усилиями декоратора Акбалы Тургынбаевой и главного художника Ибрагима Исенова зритель погружался во времена далеких предков, оставивших нам прекрасное духовное наследие. Яркая и выразительная игра исполнителей главных ролей — Кумарбека Калкатаева, Кайрата Мурзаболатова, Ержана Аубакирова, Толеубека Конбая, Рашиды Галымовой, Асем Сериковой, Мейрамгуль Апсалям и Гульнур Кожановой пришлась по нраву взыскательной кокшетауской публике. С премьерой, и удачного творческого сезона, друзья!

Алия АХЕТОВА.

Читайте также