Учить, пока учишься сам…

День славянской письменности и культуры
«Молчат гробницы, мумии и кости. Лишь слову жизнь дана. Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь Письмена» — стихами Ивана Бунина открылся во Дворце общественного согласия круглый стол на тему «Инновационные методы преподавания русского языка», посвященный Дню славянской письменности и культуры. Его участники — методисты и преподаватели русского языка и литературы казахских школ города Кокшетау, средних специальных и высших учебных заведений, председатели этнообъединений.

— Книга, любовь к знаниям всегда являлись определяющим фактором развития человечества, — говорила модератор круглого стола — руководитель облуправления по развитию языков Марал Джакупова. — В нынешнем Послании народу Казахстана Елбасы еще раз отметил, что будущее казахстанцев — за свободным владением казахским, русским и английским языками. Изучение русского языка остается важным для нас, с 2016 года в обновленных программах он преподается в казахских школах с первого класса, 2019 год положит начало преподаванию на английском языке отдельных дисциплин в 10-11 классах. В результате наша молодежь будет владеть тремя языками на уровне, необходимом для жизни и работы в стране и глобальном мире. Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Сегодня нас здесь объединила любовь к русскому языку, поиск новых методов обучения и стремление к совершенству, о чем расскажут лучшие преподаватели.

«Использование инновационных технологий для повышения качества успеваемости в рамках программы обновленного содержания образования» — тема выступления методиста русского языка и литературы областного учебно-методического кабинета Бағлан Бигожиной. «Новое время, -говорила она, — это время креативных людей, школа тоже динамично меняет свой облик, обновление программ позволило педагогам по другому посмотреть на свою деятельность. Многие педагоги-новаторы стали сегодня путеводителями в сфере образования. 863 преподавателя русского языка и литературы прошли обучение по обновленной программе, продолжают самосовершенствование. Как сказал великий Ушинский: «Учитель имеет право учить до тех пор, пока учится сам».

Опытом развития коммуникативных компетенций поделилась учитель русского языка и литературы средней школы-лицея №18 им.С.Жунусова Салтанат Нугманова, формирования профессиональной компетентности учителя — преподаватель русского языка Кокшетауского высшего казахского педагогического колледжа им. Ж.Мусина Майра Жабагинова. Заинтересовала многих и вузовская практика нововведений, о которой рассказала Галина Забинякова — старший преподаватель кафедры русской филологии и библиотечного дела КГУ им. Ш.Уалиханова. Ученые считают, что при традиционном обучении запоминается и используется лишь 40% полученной информации, а при инновационном — 85%. Как показывает практика, в рамках инновационного обучения создаются условия для развития личности, право на свободу саморазвития. «Новая парадигма образования, — делилась она, — это постепенная трансформация «знание центрического подхода» в «компетентностный», что значит — не только получить систему научных знаний, но и научиться применять их на практике. Интерактивное обучение вовлекает практически всех студентов в процесс познания. В ходе диалога они учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими. Задачей учителя становится создание условий для инициативы. Суть новых технологий в полноценном развитии личностных качеств — не просто получить знания, но и найти себя, состоятся как личность». Она продемонстрировала созданные на кафедре учебные пособия, развивающие культуроведческий потенциал обучения.

Глобальные преобразования и мировые тренды требуют ускоренных темпов обновления содержания школьного образования. Старший преподаватель кафедры инновационных технологий института повышения квалификации педагогических работников «Өрлеу» Валентина Хасеинова озвучила итоги первого года внедрения новых программ по предмету «Русский язык». Они показали успешное развитие коммуникативных навыков, умение практически применять знания, расширились взгляды учащихся на традиции и обычаи. Программа направлена на привитие учащимся базовых ценностей образования: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Учителями создается ситуация успеха для каждого учащегося, когда из урока в урок происходит постоянное развитие личности.

Мероприятие завершилось церемонией награждения. Благодарственными письмами и подарками управления по развитию языков были отмечены победители областных и республиканских олимпиад по русскому языку и литературе, а также их учителя за вклад в развитие русской словесности. Тепло поздравили педагогов и председатели славянских этнообъединений Александр Артеменко и Геннадий Осиненко, вручили грамоты, подарки, пожелали новых успехов в их благородной миссии, процитировав классика русской литературы Михаила Шолохова: «Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

Александра МЯКОТА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также