Предания старины глубокой. Новый взгляд

В числе многочисленных археологических свидетельств, расположенных на земле Казахстана, есть настоящие жемчужины древнего архитектурного искусства. Среди пяти памятников истории и культуры, расположенных в Егиндыкольском районе, особо выделяется древний мавзолей Суфу.

По информации специалистов областного центра по охране памятников и использованию историко-культурного наследия, достопримечательность района отнесена учеными к XVIII веку.

Находится святой мавзолей в 26 км к юго-западу от села Егиндыколь и расположен на возвышенности в урочище Косколь. По преданию, здесь похоронены святые, которые распространяли ислам на территории Северного Казахстана. Наверняка каждый, кто посещал эти места, задавался вопросом: как построенные из глины, обдуваемые ветрами, обмываемые дождями древние сооружения сохранились до сих пор. В чем секрет постройки? Как следует из источников, мазар выложен из глиняных кирпичей, в производстве которых для особой прочности использовали овечьи молоко и шерсть, конский волос. В информации специалистов центра отмечается, что подобный строительный материал для постройки мазаров в те времена широко использовался на территории Коргалжынского и Егиндыкольского районов.

Высота мавзолея, представляющего собой восьмигранный купол, 5,7 метра. В центре каждой грани на высоте около 1,8 метра (18 рядов кирпича) от уровня земли — небольшие проемы высотой 35-40 см. Внутрь ведет узкий коридор с перекрытием в форме арки.

В XIX веке, до советского периода, на это святое место приезжали люди со всего Северного Казахстана. Они ночевали у мазара, многие держали сюда путь, в надежде излечиться от недугов. Здесь часто останавливались караваны, шедшие с юга на север.

Перед распадом СССР археологи, историки из Алматы проведя раскопки, подтвердили средневековую историю мазара.

Увы, за давностью лет имена похороненных здесь святых канули в Лету. Но инициированные Главой государства новые культурно-идеологические проекты, в том числе по укреплению в сознании народа общенационального патриотизма — «Туған жер» и «Сакральная география Казахстана» — открывают большие возможности для изучения исторических памятников и святых мест. Особенно это нужно и важно для молодежи. Развитие проектов будет способствовать продвижению имиджа Казахстана на международном уровне, сделает узнаваемой его богатую культуру и географию исторических достопримечательностей.

Рахим БЕКОВ.

Егиндыкольский район.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: Мавзолей Уали-хана, Мазар Каныкей... Мавзолей Уали-хана (Зерендинский район) Уали-хан (1781-1821 г г.) - хан Среднего жуза, старший сын Абылая от второй супруги Сайман-ханым. С юных лет...
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: Ханның қызыл ағашы, Мавзолей Саккулак ... Ханның қызыл ағашы (Бурабайский район) Из устных народных источников известно: в окрестностях Кокшетау находились две площади, связанные с именем Аб...
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: Комплекс объектов, связанных с именем ... Комплекс объектов, связанных с именем Богенбай батыра (Ерейментауский район, г. Степногорск) Комплекс объектов Ерейментауского района связан с имене...
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: Место захоронения Науана Хазрета, Мавз... Место захоронения Науана Хазрета (г. Кокшетау) Родился Наурызбай Таласов в 1843 году в ауле Жилкелды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Отец ...
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: Мавзолей Баубек-батыра, Мавзолей «Бесп... Мавзолей Баубек-батыра (Жаксынский район) Баубек Бекмурзаулы родился в 1824 году. Рано лишился родителей. В девятилетнем возрасте он попадает в ближ...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *