Если маршрут значимый, но нерентабельный…

Требует решения

В редакцию газеты обратились жители г. Кокшетау Людмила Ламехова и Александр Гаус, сетуя на нерегулярное движение автобусов по маршрутам №37 и №38, принадлежащих ТОО «АТП Тулпар». Рейс доставляет пассажиров на зерендинские дачи.

— В прошлом году автобусы ходили хорошо, — говорит Людмила Васильевна. — С начала нынешнего сезона происходит что-то невероятное, порой приходится ждать их на остановках по два-три часа. Диспетчеры ТОО «АТП Тулпар», очевидно, уставшие от звонков, разговаривать с нами не хотят. Почему-то поменялось и расписание: если раньше можно было уехать первым рейсом в 7.40 утра, то теперь лишь в 8.25, а назад, в город, последний автобус уходит в 19.50. Сейчас, когда начался пик ягодного сезона, хочется побыть на даче подольше, собрать ягоды, прополоть, как следует, посадки, но поскольку собственного транспорта нет, приходится, оставляя все дела, спешить на остановку. По нашему мнению, последний рейс можно было бы сделать и позже. В прошлое воскресенье утреннего автобуса снова не было. Ответы диспетчера, мягко говоря, обескураживают: они нам жалуются на отсутствие бензина, его дороговизну, частые поломки автобусов…

«А причем здесь горожане, — продолжает Людмила Васильевна. — Мы оплачиваем проезд, некоторые приобретают проездные, разве мы виноваты в том, что пассажиров иногда бывает не так много, как хотелось бы водителям».

За комментарием мы обратились к руководству ТОО «АТП Тулпар». Исполняющая обязанности директора Гульнар Муканова и главный инженер Степан Костомаха, выслушав, поясняют: «Мы стараемся, чтобы автобусы на эти социально значимые маршруты выходили стабильно, они, к слову, закреплены за каждым городским автобусным парком. Однако реалии таковы, что в работу предприятия вносят свои коррективы такие факторы, как старая, часто выходящая из строя техника, подорожавшие ГСМ и запасные части. К примеру, в прошлые выходные — 8-9 июля, видимо, об этом моменте идет речь в обращении, на дачном маршруте работал один автобус вместо двух, потому что в пятницу, 7 июля, у нас на ремонт встали сразу 16 автобусов. Все жалобы и нарекания горожан нам известны, поскольку они сразу же звонят диспетчерам, если автобус не появляется по расписанию. Но поверьте, сбой графика движения происходит если только техника выходит из строя, либо нет горючего. Дело в том, что водители заправляют автобусы за свой счет, и часть пассажирской оплаты — это их заработок, на который они живут, кормят своих детей, покупают бензин, чтобы работать на следующий день.

А как раз дачные маршруты — самые нерентабельные. Иногда, отвезя людей за 15 км, водитель возвращается с парой-тройкой пассажиров в салоне. Конечно, мы будем решать эти проблемы. Что-либо менять кардинально в автобусном расписании в середине дачного сезона нет смысла, потому что пассажиры привыкли к этому графику, знают расписание, но решили, что в выходные на маршруте будут стабильно работать два автобуса -№37 и №38, а в будние дни — только один».

От себя добавим, что водители на дачные маршруты выезжают с большой неохотой, хотя вроде бы и план по сдаче средств предприятию здесь над ними не довлеет. Но слишком уж убыточны, говорят, эти социально значимые рейсы…

А что касается желания Людмилы Васильевны побыть на даче в эти горячие дни подольше, в частности, она припомнила, что пару недель последний автобус забирал людей с дач около 21.30 вечера, то оно под большим вопросом. Как выяснилось, это время также весьма горячее только уже для водителей маршрутных автобусов. Дело в том, что зачастую именно в эти часы на городских заправках начинается продажа такого нынче дефицитного бензина марки Аи-80, производство которого, как известно, сокращается. Автобусник спешит отстоять очередь и приобрести топливо по цене 110 тенге за литр, понимая, что, если не успеет, утром ему придется заправляться бензином марки Аи-92, но уже по 145 тенге…

Номер диспетчерской службы ТОО «АТП Тулпар» дачники знают наизусть. По словам диспетчера Надежды Тупициной, звонят, обижаются, особенно бабульки, дескать, за проезд такие деньги с нас берете, а автобус вовремя подать не можете. «Каждого стараемся выслушать, успокоить, разъяснить ситуацию, как есть, — делится она. — Кто-то понимает, кто-то нет». К слову, об оплате за проезд. Как сказала нам Гульнар Муканова, их уведомили, что с 1 августа проезд в городском транспорте будет стоить 80 тенге. Этот факт нам подтвердила и главный специалист отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Кокшетау Елена Суханова.

Раушан УТЕУЛИНА.

P. S. Ситуация, конечно, непростая. Понять можно и горожан, желающих ездить по расписанию на свои дачные участки, и работников автобусных парков, зажатых в тисках накопившихся проблем, и судя по всему, самостоятельно вряд ли сумеющих выправить ситуацию. Но поскольку дачные автобусные маршруты носят название социально значимых, они должны существовать. Другой вопрос — как? Необходимо решение, которое устраивало бы всех. В ближайших номерах мы продолжим тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также