ОБРАЗОВАНИЕ: Дуальная группа: с ответственностью за результат, «АКАДЕМИКА». Первые выводы, Подойдем к учению по-другому…, Гений — в каждом ребенке, Роль ИКТ в развитии критического мышления

Дуальная группа: с ответственностью за результат

Невозможно представить нашу жизнь без поваров, механизаторов, сантехников, токарей — без простых рабочих, от уровня подготовки которых зависит качество предоставляемых услуг, продукции, успешность предприятия и уровень экономики государства в целом.

Сегодня важным при подготовке квалифицированных специалистов рабочих профессий является внедрение дуальной системы обучения, признанной наиболее эффективной формой подготовки выпускников учебных заведений ТиПО.

С первого сентября 2015 года к внедрению дуальной системы обучения приступил и агротехнический колледж № 10 г. Акколя. Начали со студентов-первокурсников по специальности «Сварочное дело» под руководством мастера производственного обучения Андрея Коровина.

086-4-1

По правилам дуального обучения 60% учебного времени отводится на практические занятия, проводимые на базовом предприятии. Таким предприятием стало для колледжа ТОО «АйымИнвест-Строй», которое возглавляет кандидат экономических наук Тулеген Бертаев. Решиться ему на это было непросто: одно дело принять на производственную практику несколько студентов, и совсем другое — когда нужно организовать учебно-производственный процесс для 20 учащихся одновременно.

«Это огромная ответственность и для меня, как для руководителя, и для работников предприятия, и для педагогов. Ребята пришли на производство без навыков работы, мало что еще знающие, что понятно: они только начали обучение. Первое время мальчишки боялись брать в руки инструмент, и нам было тревожно: ведь мы отвечаем за их жизнь и здоровье. Кроме того, мы не педагоги, не имеем опыта работы с детьми, наша задача — выполнить производственный план. Еще один нюанс: проведение занятий в рамках дуальной системы требует дополнительных материальных затрат. Но, как говорит Бодо Шефер, финансовый консультант № 1 в Европе: «Лодке в гавани безопасней, но она не для этого строилась». И мы приняли решение не упустить возможность быть первым предприятием в районе, участвующим во внедрении дуальной системы обучения, — делится Тулеген Есенжолович. — Сегодня, мы можем с уверенностью сказать: дуальное обучение — наиболее эффективная форма подготовки современных специалистов, которые с первых дней занятий находятся в режиме производства, а значит не просто постигают азы мастерства, а готовятся к профессиональной деятельности в интерактивном режиме».

Немаловажен тот факт, что на предприятии с первых дней его существования возрожден опыт наставничества: квалифицированные специалисты курируют молодых работников, передавая им в процессе трудовой деятельности свои знания и секреты мастерства. Данный опыт оказался полезным при организации дуального обучения студентов АТК№10.

Научить студентов трудиться, помочь им в совершенстве овладеть выбранной профессией — непростая задача. При дуальной форме обучения сучащимися работают педагоги колледжа (преподаватели спецдисциплин, мастера производственного обучения) и наставники — квалифицированные рабочие базового предприятия. Руководитель ТОО привлекает к деятельности предприятия и профессионалов, находящихся на заслуженном отдыхе, ветеранов труда, многолетний опыт и рационализаторские идеи которых, по словам Тулегена Есенжоловича, бесценны.

Рабочие планы и программы, по которым ведется подготовка выпускников, разрабатываются администрацией колледжа в сотрудничестве с базовым предприятием, что позволяет работодателю внести свои коррективы в планирующую документацию, направить учебно-воспитательный процесс на формирование необходимых для будущего специалиста компетенций.

Организованное таким образом обучение устраняет основной недостаток традиционных форм и методов — разрыв между теорией и практикой, создается высокая мотивация получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество знаний в данном случае напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах.

На сегодняшний день студенты дуальной группы уже умеют выполнять слесарные операции по подготовке металла к сварке, несложные электросварочные работы, производить резку металла с соблюдением необходимых мер техники безопасности. Но самое главное — учащиеся прониклись атмосферой производственного предприятия, дружный, сплоченный коллектив которого демонстрирует не только высокое профессиональное мастерство, но и стремление к повышению производительности труда и качественному выполнению своих трудовых обязанностей.

Почти год педагоги и студенты АТК № 10 работали по дуальной системе обучения. И практика показала, что это прекрасная возможность погрузить будущих специалистов в реальные производственные условия, сформировать потребность в трудовой дисциплине, научить нести ответственность за результаты общего дела, которые напрямую зависят от личного вклада каждого участника производственного процесса.

Лариса ШУПИКОВА, методист АТК 10.
Аккольский район.

«АКАДЕМИКА». Первые выводы

Модернизация образовательных программ для технических специальностей вузов и, как следствие, академическая мобильность во всем Центральноазиатском регионевот цели, которые преследует проект «АКАДЕМИКА», реализуемый в Казахстане по европейской программе «Erasmus+». В проекте участвует всего пять вузов нашей страны, и в том числе два кокшетауских: университет им. А. Мырзахметова и КГУ им. Ш. Уалиханова.

086-4-2

Недавно в Кокшетауском университете им. Абая Мырзахметова состоялся онлайн-вебинар с участием рабочих групп университетов, принимающих участие в программе, под руководством странового координатора проекта, представителя КГУ им. Ш. Уалиханова Ануарбека Какабаева.

На встрече представители вузов-партнеров, среди которых Международный университет информационных технологий и Казахстанская ассоциация инженерного образования из Алматы, а также Костанайский государственный педагогический институт, поделились итогами анкетирования среди студентов, преподавателей вузов и работодателей регионов. По итогам этого мониторинга участники вебинара сделали первые выводы о современном состоянии высшего образования в области инженерных наук в нашей стране и подготовили национальный итоговый отчет.

Как отмечено в отчете, сегодня расширяются академические связи с европейскими вузами, реализуются совместные образовательные программы, происходит обмен студентами и преподавателями. Уделяется внимание повышению квалификации преподавателей вузов, шире используются новые технологии — сетевые, кейсовые, телевизионные, а также интернет-ресурсы, интерактивные обучающие программы и методики. Особая роль отводится наличию в вузах материально-технической и лабораторной баз.

Представители кокшетауских вузов отметили востребованность выпускников технических специальностей на рынке труда, поделились опытом взаимодействия с работодателями — как в плане становления будущих специалистов, так и с точки зрения участия работодателей в формировании образовательных программ, внесения ими предложений о внедрении в обучение новых дисциплин. Это поможет уйти от чисто теоретического инженерного образования, чтобы выпускники имели определенное представление и о практической работе инженера.

086-4-3

Тезисы отчета, проект которого был утвержден на встрече, будут учтены при реализации международного проекта «Доступность и гармонизация высшего образования в Центральной Азии через модернизацию и разработку учебных программ «АКАДЕМИКА».

Екатерина ЛЬВОВА.

Подойдем к учению по-другому…

В Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Предстоящая реформаэто вызов времени в рамках перехода на 12-летнюю модель. Очередные изменения в сфере образования общественность восприняла поразному. У одних родителей это вызвало негодование, у другихвосторг. Коллектив учителей КСШ 2 считает, что введение пятидневки в школах позитивно отразится на учениках, так как с 2017 по 2019 годы произойдет постепенный переход всех уровней на пятидневный режим обучения.

«Мы переходим от «человека знающего» к «человеку, способному творчески мыслить, саморазвиваться» — ключевая фраза обновления содержания образования. Это значит, что структура новой модели школьного образования должна разворачиваться в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?», вместо традиционного «Чему учить в школе?».

Учителя начальных классов нашей школы прошли курсы по обновлению содержания образования. Педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по уровневым программам (а их у нас семь) помогают своим коллегам применять новые подходы в обучении, проводят подготовительную работу по поэтапному и частичному обновлению 11-летней школы: обучение предметам, ориентированным на развитие навыков по всем видам речевой деятельности и ИКТ, критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации; развитие функциональной грамотности (грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность) посредством предметов; формирование умения применять знания на практике в рамках предметов; усиление проектной деятельности; развитие исследовательских навыков в рамках предметов. Были проведены расширенный методический совет, на котором выступили все учителя, прошедшие курсы по обновлению содержания образования, совещание при директоре, на котором был рассмотрен вопрос о стратегии развития образования и обновлении его содержания. Прошло общешкольное родительское собрание с целью разъяснительной работы. С 2012 года идет подготовка учителей к работе по новому стандарту. Это прохождение трехмесячных курсов по уровневым программам повышения квалификации (3, 2, 1 уровень), обучение руководителей школ, краткосрочная подготовка по развитию функциональной грамотности в рамках подготовки к исследованию «PISA», планируется по разнарядке подготовка тренеров из учителей, прошедших уровневые курсы. Учителя проходят курсы при АО НЦПК «Өрлеу» в течение лета и последующих учебных периодов согласно разнарядке.

Коллектив школы настроен оптимистично и готов поддержать опыт Назарбаев Интеллектуальных школ в рамках обновления содержания общего среднего образования. Нужно учиться по-новому!

Сая БАЙБАТЫРОВА, заместитель директора по НМР Красноярской СШ 2.
г. Кокшетау.

Гений — в каждом ребенке

11-летний степногорец Азиз Камелиден с виду обычный ребенок. Но его секрет заключается в том, что Азиз без проблем в уме складывает и вычитает большие числа. Именно эта феноменальная способность позволила ему недавно стать победителем в республиканской олимпиаде по ментальной арифметике.

Центр интеллектуального развития «Мега арифметика» был открыт в Степногорске осенью прошлого года, но уже может гордиться ребятами, которые в своем юном возрасте овладели поистине уникальными способностями складывать в уме большие числа. Директор центра Сандугаш Досатова рассказывает, что эффективность данной методики оценила на своем ребенке, еще когда ее семья жила в областном центре. А переехав в Степногорск, Сандугаш решила открыть подобную школу в нашем городе. Методика обучения была разработана турецким ученым и математиком Меликом Дуяром, который и сам обладает скоростным математическим мышлением, складывая и умножая в уме восьмизначные цифры за доли секунды, за что и был внесен в Книгу рекордов Гиннеса. Проект «Мега арифметика» в Степногорске был реализован при поддержке акимата — выделен грант на приобретение помещения и ремонтные работы.

Поначалу в центр записалось более шестидесяти детей (принимали в основном тех, кто имел предрасположенность к ментальной арифметике). Постепенно ученики отсеивались, ведь кто-то не смог усвоить сложный материал, а кого-то родители предпочли отдать в спортивную секцию или творческий кружок.

Преподавание в центре ведется на двух языках — казахском и русском. В процессе обучения дети используют авторские книги Мелика Дуяра, а также специальные счеты — соробан. Это аналог абакуса — древнего счетного инструмента, игравшего роль современного калькулятора. Основная часть работы в системе «Мега арифметика» заключается в интенсивном использовании ребенком соробана, края шаров которого специально слегка заострены, что способствует развитию у детей моторики, а также воображения. Когда ребята овладевают счетом на соробане, то переходят к операциям на анзан-карте — воображаемом соробане, который ребенок мысленно представляет перед глазами, выполняя арифметические действия. Кроме того, ребята обучаются особой системе счета на пальцах — парифметике. Благодаря парифметике дети могут считать на пальцах до 99, а не до десяти, как мы привыкли. В конечном итоге, дети в возрасте от 5 до 12 лет могут без ручки, бумаги или калькулятора за несколько секунд посчитать большие числа.

То, что ребенок может с легкостью осуществить эти сложные расчеты в уме, связано с тем, что он овладел техникой расчета, но еще более важно то, что у ребенка повысилась фокусировка, концентрация, развилось воображение, а оба полушария мозга работают теперь сбалансированно. Все мы прекрасно знаем, что мозг состоит из правого и левого полушарий. У каждого полушария мозга своя специализация. У большинства людей в повседневной и школьной жизни в основном используется левое полушарие. Причина состоит в том, что в нашей школьной учебной программе в большей мере используются методы, при которых в основном участвует левое полушарие мозга, а правое, отвечающее за воображаемый счет, задействовано очень мало. «Мозг детей до 12 лет еще формируется, — говорит Сандугаш Досатова. — В головном мозге ребенка возникают синаптические связи.

Чем больше дети что-то делают пальцами, тем больше укрепляются эти связи».

По словам Сандугаш Досатовой, многие родители ставят слишком высокие планки, но для достижения эффекта, помимо занятий в центре, хватит всего 20-30 минут домашних занятий в день, чтобы ребенок не уставал. «К нам в центр приводят даже пятилетних детей. Сначала мы учим их писать и считать, а через 2-3 месяца плавно переходим к арифметике. Причем такую методику счета воспринимают только дети до 12 пет», — говорит директор центра.

Во всем мире есть различные системы обучения ментальной арифметике — японская, малазийская, корейская, но турецкая, что называется, более продвинутая, так как ребята могут обучаться еще и онлайн. Стоит отметить, что курс обучения сложению, вычитанию, умножению и делению длится всего два года. А наивысший предел, которым овладевают ребята, — арифметические операции с пяти- и шестизначными числами, которые сменяют друг друга всего за доли секунды.

086-4-5

11-летний степногорец Азиз Камелиден — один из первых учеников центра. Его привели сюда родители, а Азиз привел своих друзей. «На уроках математики нам как-то задавали быстро посчитать числа — у меня был самый лучший результат в классе», — говорит Азиз о своих успехах. Сандугаш Досатова отмечает, что ментальная арифметика не подменяет собой занятия математикой в общеобразовательной школе. Она лишь дает навыки быстрого и правильного счета, а также позволяет ребятам иметь более сильную память, лучше выражать свои мысли, развивать наблюдательность, быстроту рефлексов и воображение. И в это невозможно не поверить! Я очень кстати оказался в числе приглашенных на городскую олимпиаду по ментальной арифметике. Мое внимание привлек школьник, который за короткое время мог производить несколько действий — считать в уме числа и записывать их, играть и есть яблоко.

А вот на олимпиаду по ментальной арифметике «Мемориад», что проходила в Астане, попали лучшие. Здесь собрались 150 детей из 12 городов страны. В своей возрастной категории 11-летний Азиз Камелиден занял первое место, а также третье место в общем зачете. Таким образом он завоевал путевку на чемпионат мира по ментальной арифметике в Лас-Вегас, там Азиз в числе других ребят осенью будет представлять свой город и весь Казахстан. Кстати, ребенок, который победит во всемирной олимпиаде «Мемориад», будет занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Неплохой стимул, чтобы стать лучшим, не правда ли?

Сам Азиз говорит, что особой сложности производить арифметические операции с числами для него нет. «Единственное, немного тяжело, когда уменьшается интервал между числами для счета», — говорит мальчик. По словам Сандугаш Досатовой, Азиз умеет считать числа с интервалом 0,4 секунды между ними, но на занятиях с юным гением планируют довести этот показатель до 0,2 секунды.

А еще во время занятий с юными арифметиками преподаватели используют биоритмическое ларго — включают классическую музыку. Как считает основатель методики Мелик Дуяр, такая музыка позволяет эффективнее работать детскому мозгу.

Директор центра Сандугаш Досатова говорит, что для того, чтобы сделать из ребенка гения, нужно немного: «Больше уделяйте времени своим детям, говорите ребенку, что он самый лучший и самый умный. И тогда дети обязательно оправдают ваши надежды».

Максим БАЛУЕВ.
г. Степногорск.

ПЕДАГОГ ДЕЛИТСЯ ОПЫТОМ

Роль ИКТ в развитии критического мышления

Для современной школы и учителя в частности использование информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) стало неотъемлемой частью не только профессиональной деятельности, но и повседневной жизни.

Возможности ИКТ неограничены. Вместо плакатов пришли слайдовые презентации, вместо кинопроекторов и пленок — видеоролики, которые мы с легкостью скачиваем в глобальной сети интернет, вместо бумажных наглядностей мои коллеги по всему миру используют возможности интерактивных досок, кабинеты с персональным компьютером для каждого ученика…

086-4-4

Система образования в Республике Казахстан на протяжении последних лет тоже не стоит на месте. Перенимая опыт более продвинутых стран, мы экспериментируем, оснащаем школы современным оборудованием и уже сегодня можем сказать, что все кабинеты школ обеспечены моноблоками, компьютерами, досками и другим оборудованием. Имея даже минимальный комплект оборудования в кабинете, учитель получает возможность на уроке демонстрировать фильмы, тематические видеоролики, слайды, прослушивать музыку, аудировать диалоги на изучаемых языках. Наглядное знакомство учащихся с изучаемой темой приводит к определенным результатам, и основными «плюсами» можем назвать   наглядность, доступность и относительно низкие затраты.

Развитие ИКТ сопряжено с требованием глобально меняющегося мира, и сегодня учитель не должен отставать от своих учеников в цифровой грамотности.

Имея доступ к сети интернет, я преподношу ученикам такие задания, которые требуют кропотливой работы с информацией. На моих уроках дети имеют возможность не только знакомиться с предоставленной интернетом информацией и изучать ее, но и проверяют ее достоверность, определяя источник данной информации, ранжируют по степени значимости. Например, по теме «Шокан Уалиханов — художник» дети найдут различные данные, факты, мнения. Тут же, при их расхождении, они начинают искать данные об источнике информации. Про великого ученого писали, его жизнь и деятельность исследовали многие: Н. Ядринцев, С. Муканов, М. Ауэзов, С. Марков, Г. Потанин. Различные издательства и СМИ по сей день выкладывают в интернет статьи и труды о «промелькнувшем метеоре». Так кому же из них доверять? Ученики начинают определять уровень «авторитетности», надежности каждого источника. Изучают деятельность агентств и СМИ, например, если в статье дается ссылка на республиканскую газету «Егемен Қазақстан», то ученики имеют все основания верить этому источнику, потому что газета — республиканская, что уже не позволяет редакции публиковать непроверенные и недостоверные материалы. Во-вторых, интернет дает нам следующую информацию: «Общественно-политическая газета «Егемен Қазақстан» является одним из старейших и популярных печатных изданий страны, отличается содержательностью и объективностью…». Далее мы читаем, что первый ее номер вышел в свет в 1919 году, в данной газете публикуются все Указы, Постановления Правительства Республики Казахстан. То есть, мы вполне можем доверять этому источнику. Если же следующим источником является статья журналиста независимой газеты, то таким же образом изучается материал на данного журналиста. Например, автор статьи Кали Сарсенбай. Дети находят в сети информацию, фотографии, интервью этого журналиста и узнают, что он был удостоен премии Президента РК за огромный вклад в развитие казахстанской журналистики, за исследование и пропаганду духовных, исторических и культурных ценностей казахского народа. «Вряд ли такой достойный и авторитетный журналист будет публиковать то, чего не знает сам», — таково было обоснование моего ученика — юного исследователя.

Таким образом, школьники учатся фильтровать предоставленную информацию, отбирать только нужное и достоверное (развивается критическое мышление). Умение аргументировать, приводить факты, доказывать свою правоту, качество проделанной работы — все это требует умения работать с информацией, что очень важно в современном мире.

Таким образом, при правильном и систематичном применении ИКТ мы сможем говорить о том, что эти технологии действительно обеспечивают условия для качественного обучения и воспитания подрастающего поколения.

Мадина ХАСЕНОВА, учитель СШ 19.

г. Кокшетау.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также