«Мне там воздуха не хватает»

Рядом с нами

083-4-4Не могу сказать точно, сколько немцев здесь жило. Много, очень много. Чуть ли не в половине домов муж или жена немцы, а чащеоба. Повыезжали в Германию, — говорит Маргарита Романенко (урожденная Штейнмат). — Говорят, на «историческую Родину». А для меня: и историческая, и просто Родина — здесь, в Михайловке.

Маргариту Эвальдовну привезли сюда, когда ей еще и двух лет не было. Только исполнилось четыре года, умер папа, вернувшийся из трудармии совершенно больным. Мама — Берта Адольфовна — умерла 17 лет назад. Она и сказала Маргарите, в семье которой жила: «Никуда не поедем», а уехавшая другая дочь до сих пор плачет, вспоминая ее слова: «Я вас здесь вырастила, люди, государство нам помогали. Здесь надо жизнь налаживать».

«Теща у меня была — дама решительная, за словом в карман не лезла, как припечатает — мало не покажется, — тепло и с улыбкой вспоминает Берту Адольфовну Александр Романенко. Сам он из Смоленской области. В Казахстане оказался также, как и десятки тысяч молодых людей со всех концов Советского Союза: приезжали целину осваивать, железные дороги, Казахстанскую «Магнитку» строить. — Пришел из армии, молодежь в Казахстан собирается. Ну и я вместе с нею. Раньше проще было, страна-то одна была, — он ничуть не сожалеет о принятом в молодости решении. Здесь и встретил свою вторую половинку, с которой живу 57-й год. — О том, что немка, узнал не сразу. О национальности тогда не спрашивали. Голубоглазая, шустрая, работящая.

Шутить в этой семье умеют и любят: «Характер у жены тещин. Понял это, когда «строить» меня начала. Да уже поздно было: полюбил, дети пошли».

Работали, не покладая рук, она — куда пошлют, но все возле скота: телятницей, дояркой, свинаркой. Он — баранку крутил всю жизнь, водителем работал до самой пенсии. А дома начиналась «вторая смена», иногда плавно переходящая в ночную — хозяйство было немаленькое. Четверых детей вырастили, все получили образование, нужные профессии. Трое с семьями живут в родной Михайловке. А вот Виктор с женой — этнической немкой — все-таки в Германию уехал.

— Была я у них. Сын на заводе работает, сноха — медицинская сестра, дом свой большой. Везде все культурно, красиво. А мне воздуха не хватает, ни дышать, ни есть там не могу. Привыкла к нашему степному воздуху, приволью. Другого мне не надо, — Маргарита Эвальдовна остается верной своим убеждениям. — Кто работает, тот и здесь может жить не хуже.

Глядя на их уютный, благоустроенный дом, цветы, украшающие просторный двор, действительно, думается: «Хорошо, ведь»! Простора, родных людей больше, а комфорт и порядок мы создаем сами. Лучше это делать в родной стране.

Нина МИТЧИНОВА.

Аршалынский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также