Бесценные сокровища Лувра

Заметки журналиста
(Окончание. Начало в № 132).

Благодаря нововведениям, проявлениям меценатства из года в год росло музейное достояние Лувра. В настоящее время здесь достойное место занимают 4000 работ французской школы, 1400 — фламандской и голландской и 1100 полотен итальянской школ живописи. В Лувре также можно увидеть более 200 произведений испанских, английских и немецких мастеров живописи.
Фонд музея непрерывно обновляется и пополняется новыми ценностями изобразительного искусства, выполненными с использованием художественных и технических средств и исторически сложившихся концепций творчества.

Бесспорно, что основная часть шедевров изобразительного искусства Лувра принадлежит кисти французских мастеров. Надо признать, во все времена среди народов Европы французы всегда отличались удивительными, изысканными образцами живописи.

149-5-5

К этой мысли вы обязательно придете при посещении зала французской живописи XVI-XVIII веков. Начиная с «Портрета короля Франции Франциска I» Жана Клуэна, «Оплакивание Христа» Ангеррана Картона, «Похищение сабинянок» и «Купающаяся Диана» Никола Пуссена, картины Эжена Делакруа, показывающие сцены борьбы за свободу на баррикадах, — все они впечатляют своими размерами, поражают тематикой и восхищают мастерством исполнения.

Нас очень заинтересовала картина Жоржа Латура (1593-1652) «Шулер с бубновым тузом». Издревле игра в карты считалась обманной, и невольно утверждаешься в этой мысли, когда видишь на картине характерные взгляды игроков, хитрое выражение лиц. Все это выписано достоверно и убедительно. Даже одеяния и украшения персонажей несут смысловую нагрузку. Так, в центре картины у женщины в красной шапочке на шее жемчужное ожерелье, означающее неверность в любви, кроме того, ее глаза, избегающие смотреть прямо, невольно ассоциируются с нечестностью, плутовством. А нарядно одетый молодой мужчина — человек, видимо, денежный. Он смотрит в свои карты, не замечает жульничество окружающих. А парень слева как бы подтверждает наши догадки, он — настоящий шулер, украдкой прячет за спину пару тузов.

Реализм Жоржа де Латура именно в том, что в простой бытовой сцене сумел показать обман и жульничество.

Великим художником своего времени был и Жак-Луи Давид. Его полотна, преимущественно связанные с жизнью Наполеона, привлекают неповторимыми лейтмотивами. Парадная картина Давида, изображающая сцену коронации Наполеона, наиболее характеризует его как мастера портретного жанра. На картине ни много ни мало 191 персонаж, поражает то, с каким мастерством и старательностью выписан каждый из них. Все персонажи, кто с удивлением, а кто с испугом, смотрят на Наполеона, который в нарушение старых канонов, без Папы Римского, надевает на себя корону. В каждой картине есть свойственное только ей психологическое решение. Ценность полотен в их правдивости и искренности изображения.

Одним из признанных лидеров французского изобразительного искусства, бесспорно, является Эжен Делакруа (1798-1863). Он родился в образованной буржуазной семье. Исследователи жизни называют его внебрачным сыном крупного дипломата того времени Талейрана.

Великий художник Эжен Делакруа был первым живописцем обосновавшим теорию цветов.

Своей прославленной картиной «Свобода на баррикадах» или «Свобода, ведущая народ» он выступил как представитель романтической школы в живописи.

В центральной части полотна, с поднятым в одной руке развевающимся трехцветным флагом Французской Республики и с ружьем в другой, находится женщина с обнаженной грудью. Это — символ Свободы, увлекающий людей в атаку.

Мужчина в цилиндре, изображенный по правую руку от женщины — символа свободы, устремляясь вперед, яростно сжимает в руках ружье. Гневный вид, сверкающий взор выдают в нем неукротимого мятежника. За его спиной мужчина в берете с обнаженной саблей, этот образ также показывает бесстрашного борца за свободу, готового уничтожить врага. Справа от Свободы — бежит мальчишка с котомкой на шее (видимо, для боеприпасов) с пистолетами в обеих руках. Он невольно ассоциируется с известным Гаврошом из романа Виктора Гюго, который под градом пуль собирал патроны у тел павших солдат и раздавал их повстанцам. Мальчишка в изображении Делакруа предстает перед нами в образе настоящего борца за свободу. На переднем плане — разбросанные трупы людей. Путь к свободе лежит через борьбу, а борьба без жертв не бывает. Это было в 1830 году, в период борьбы французов против тирании короля Карла X.

Вторая картина Эжена Делакруа, что хранится в Лувре, называется «Смерть Сарданапала». На картине запечатлена сцена, где царь Ниневии Сарданапал предпочитает смерть, чем жизнь в плену. В экспрессивной манере автор выписывает в трагические минуты характеры людей, обрекших себя на смерть. Картина Делакруа «Смерть Сарданапала», считающаяся наиболее крупным творением романтического направления в искусстве, отличается внутренней силой, глубокими мыслями и искренней манерой изображения.

Картины Эжена Делакруа «Ладья Данте» и «Резня на Хиосе» также показывают его приверженность романтическому течению. В Лувре хранятся 67 полотен художника. Существовавший ранее музей Делакруа в 2004 году вошел в состав Лувра.

Он состоит из спальни художника, гостиной и библиотеки. В парке расположена мастерская художника. Все это после смерти Эжена было передано в дар государству. С 1971 года музей, где собраны воедино его картины, гравюры, письма и воспоминания о художнике, считается государственным.

Французы к своему прошлому относятся с большим уважением. Благодаря этим качествам Франция, можно сказать, стала государством музеев. Убедительным примером тому является Лувр.

Лувр по праву может гордиться вечными творениями своих великих художников Жана-Огюста, Доминика Энгра, Жана-Батиста Камиля Коро, Поля Делароша, Теодора Жерико и других, подобных им мастерам живописи.

Когда речь идет об итальянской живописи, конечно же, на первый план выступает неизменно вызывающая восхищение Мона Лиза Леонардо да Винчи. Картина Паоло Кальяри о чудесах в Кане Галилейской (размер 666×990 см.) посвящена тому как Иисус на свадебном пиру в Кане превратил воду в вино. В этой огромной по размеру картине видно, как каждый из персонажей по-разному воспринимает это чудо, по-разному относится к происходящему. Соотношение колорита и пространства в картине настолько совершенно, что возникает ощущение присутствия при этом чуде и даже возникает желание отведать вина, сотворенного Сыном Божьим.

Говоря о художниках Фландрии, Голландии, Германии и других стран северной Европы, мы прежде всего называем имена Рембранда Хаоменса Ван Рейна, Альбрехта Дюрера, Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Франсиско де Гойя, Эль Греко. Творениями этих великих мастеров мы также можем полюбоваться в Лувре.

В фондах Лувра можно увидеть удивительные гобелены, образцы прикладного искусства, графики, произведения мастеров стран Африки, Азии, Океании, северной и центральной Америки. Все их невозможно перечислить. Рад тому, что хоть короткое время мне удалось окунуться в бескрайнее море духовных ценностей Лувра.

Двери Лувра — золотой колыбели культуры человечества — открыты для всех желающих его посетить. До сих пор с большим удовлетворением вспоминаю мгновения и часы приобщения к бессмертным духовным ценностям.

Говорят, миром правит красота, а она хранится в фондах великого Лувра.

Посчастливится побывать в Париже, непременно зайдите в этот храм искусства.

Толеген КАЖЫБАЙ, писатель.

Перевод с казахского Даулета АХМЕТЖАНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также