Вдохновение: Бесценные сокровища Лувра, О радостях и печалях города, Небесное око Земли

Заметки журналиста
Бесценные сокровища Лувра

Наш земляк, известный казахстанский поэт, писатель, редактор региональной газеты «Бұқпа!» Толеген Кажыбай этим летом побывал во Франции. Результатом поездки стала книга путевых заметок «Францияға сапар», которая сейчас готовится к печати. Думается, читателю будет интересно узнать его впечатления от посещения Лувра, самого популярного художественного музея мира с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий не только Франции.

Лувр! Мечтой любого иностранца является хоть раз в жизни побывать в великом Париже, походить по залам неповторимого Лувра, полюбоваться бесценными шедеврами искусства.

Как говорил поэт Кадыр, «входя маленьким зернышком проса, выходишь огромной горой», именно такое ощущение испытываешь при посещении Лувра. Здесь с особой тщательностью и любовью собраны воедино уникальные экспонаты: от маленькой с ноготок золотой пуговицы до скульптуры Рамзеса II, доставленной из Египта; уникальное полотно (размер 621 х 979 см) великого художника Жака-Луи Давида (1748-1825), занимающее целую стену с изображением торжественной коронации Наполеона; остающаяся до сих пор удивительной загадкой умиротворенная улыбка Моны Лизы на картине немеркнущего в глубине веков великого Леонардо да Винчи (1452-1519); выточенная из мрамора скульптура Афродиты и белоснежная фигурка Венеры Милосской, созданная за 130 лет до нашей эры; богиня победы Ника, несмотря на отломанные и утерянные голову и руки, в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед; мучительное страдание «Скованного раба» великого Микеланджело Буонаротти (1475-1564); двадцать четыре полотна великого Питера Пауля Рубенса (1577-1640), выполненные по специальному заказу Марии Медичи, на которых изображены завораживающие морские нимфы в виде грациозных обнаженных женщин и наполненная революционной романтикой картина Эжена Делакруа (1798-1863), изображающая борцов за свободу на баррикадах, — все это лишь малая часть бесценных сокровищ Лувра.

132-4-1

Нам посчастливилось осмотреть в обширном зале первого этажа Лувра три выставочных крыла, названные «Ришелье», «Денон» и «Сюлли». Здесь всегда большой наплыв посетителей.

Что интересно, многие из экспонатов Лувра оказались нам известны по книгам, знакомыми хрестоматийными образами. Перед нашими изумленными глазами чередой проходили экспонаты в виде скульптур, полотен, памятников и даже крепостных стен, созданные как до нашей эры, так и датируемые поздними эпохами.         В   этой   связи   считаем уместным привести некоторые пояснения президент-директора Лувра Анри Луарета:

— Кто бы ни пришел в Лувр, он не сможет в полном объеме посмотреть, изучить и насладиться всеми его богатствами. Не хватит и трех дней. Выставленные здесь материалы охватывают обширный период от восьми тысяч лет до рождения Христа до 1848 года. Все наши усилия направлены на то, чтобы постоянно пополнять его фонды. Вся слава Лувра связана со скрупулезным сбором ценностей от античности до наших дней. Так, в 2003 году был открыт отдел искусства ислама, в котором содержатся произведения исламской цивилизации. В ближайшей перспективе эта работа будет продолжена. В 2005 году к Лувру был присоединен общественный парк в центре Парижа — сад Тюильри. Сейчас музейный комплекс простирается до площади Согласия.

Много лет тому назад мы с супругой Ярапией Кадырбайкызы вместе с подросшими детьми ездили в Ленинград. Для нас, не часто выезжающих из Кокшетау, все было ново и удивительно. Главной достопримечательностью города, как нам сказали, является Эрмитаж. Нам, естественно, захотелось осмотреть его. Эрмитаж и в самом деле оказался настоящим храмом искусства. Тогда в Эрмитаже я впервые воочию увидел «Джоконду» Леонардо да Винчи. Видимо, это была передвижная выставка Лувра. И вот, спустя много лет, я вновь увидел Мону Лизу, которая вновь до глубины души потрясла меня.

Несмотря на свой малый размер, картина, изображающая женщину с загадочной и в то же время пленительной улыбкой, будоражит душу. Поневоле думаешь, бывают же такие создания!

Поражает то, что безупречная кисть великого Леонардо сумела на столь малой поверхности поместить такой светлый образ, показать внутренний мир человека.

Эту картину после смерти великого художника приобрел Франциск I, а публика, кажется, только сейчас начала понимать каким достоянием обогатился Лувр. Мона Лиза сегодня — символ Лувра.

Вместе с толпой, страстно желающих увидеть картину, устремляемся в зал. Увидев Мону Лизу в просторной комнате в центре стеклянной перегородки, невольно испытываешь некоторое разочарование. Итальянская прелестница в одиночестве грустно взирала на нас из-за зарешеченного стекла. Несмотря на прошедшие столетия, вечно юная, она своим лучистым взором, наполненным чистотой, праведностью и учтивостью, словно вопрошает о чем-то. Поймем ли мы когда-нибудь ее?

Сбор реликвий Египта в Лувре, оказывается, начался с французского историка-ориенталиста, основателя египтологии Жана-Франсуа Шампольона. В свое время этот великий французский ученый нашел ключ к расшифровке иероглифов на пирамидах, ставших местами погребения фараонов. После этого на двух этажах квадратного дворца Лувра были размещены исторические памятники Египта. В 1826 году создан специальный отдел, который он взял под свою опеку, и до конца своей жизни собирал историко-культурные ценности, расшифровывал древние письмена.

Раскрытие тайн египетских иероглифов в научном мире стало настоящей сенсацией. Под руководством великого ученого из Египта в Лувр стали доставляться реликвии древнего Египта. Сегодня они-достояние миллионов.

«Статуя писца», которую мы многократно видели в учебниках истории, как историческая ценность отнесена к 2620-2500 годам до нашей эры. Древняя статуя, изготовленная из известняка, привлекательна оригинальными красками и художественной выразительностью.

Надгробная стела «Царь-змей», большой сфинкс, обнаруженный в Танисе, скульптура богини Сохмет, мумии в больших и малых саркофагах, напоминающие русских матрешек, и другие реликвии словно бы обращаются к нам из древнего мира.

Гигантские пирамиды, ревниво хранящие в своих недрах тайны фараонов, величественно безмолвствуют. Если вам когда-нибудь захочется хоть немного приобщиться к этим тайнам, найдите возможность и посетите зал древнего Египта в Лувре.

Второй особенностью Лувра является отдел, где хранятся древние ценности греков, этрусков и римлян. Здесь содержатся раритеты, имеющие историю длиной в три тысячи лет. Здесь — имущество королей Франции, герцога Ришелье и кардинала Мазарини. Тут можно полюбоваться на памятники, рельефы, мраморные саркофаги, изготовленные из золота, серебра, бронзы, слоновой кости, керамики и других материалов.

Классические образцы реликвий греков, этрусков и эпохи Римской империи отличаются особым мастерством изготовления. В большом разнообразии представлены греческие вазы, кувшины. Поражает то, с каким изумительным мастерством на кувшинах отображены разнообразные бытовые сюжеты. Афинские мастера, проживавшие еще до нашей эры, достигли больших высот в технике рисунка.

Одним из наиболее ценных экспонатов этого зала является скульптура Ники Самофракийской. Ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство романтики, радостной и торжествующей победы.

Конечно, основным богатством Лувра являются разнообразные по жанру и тематике творения мастеров кисти. В Лувре представлены около 700 образцов изобразительного искусства. У истоков коллекционирования картин стоял король Франциск I. Этот правитель, отличавшийся тонким вкусом и добросердечием, был большим покровителем искусств, меценатом, приблизил к себе престарелого Леонардо да Винчи.

Король Людовик XIV имел превосходный вкус и чутье к живописи и потому неслучайно то, что он внес значительный вклад в расширение фондов Лувра. Картины, собранные кардиналом Мазарини, герцогом Ришелье, немецким банкиром Эберхардом Ябахом, Людовик XIV свел в одну объединенную коллекцию и тем самым неоценимо обогатил отдел живописи будущего Лувра. Сам король купил 39 картин Никола Пуссена, 31 из них передал музею.

Эту традицию продолжил Людовик XVI. Он приобрел 100 полотен итальянской, фламандской и голландской школ изобразительного искусства, оставив завещание: картины французских художников XIX века передать в Лувр. Среди них — 8 полотен Ватто, 13—Шардена и 9 картин Фрагонара.

Толеген КАЖЫБАЙ.
Перевод с казахского Даулета АХМЕТЖАНОВА.
(Окончание следует).

О радостях и печалях города

Наконецто 16 сентября состоялось долгожданное событиеоткрытие новой мечети. Я тоже принял участие в этом торжестве.

Некоторые могут недоумевать: А зачем ему — православному — нужно было присутствовать на презентации мусульманской мечети? А вот почему. Мне не чуждо чувство общечеловеческой сопричастности ко всем религиям, кроме экстремальных, а также ко всему прекрасному и возвышенному. К тому же здание возведено по соседству с местами, которые в своих статьях нарек «Уголком Венеции».

132-4-2

Это место впадения речки Кылшакты в Копу с шестью мостами на расстоянии 700-800 метров, Мактай-гора, привлекательный сквер с памятником воинам-интернационалистам и скульптурами всадников с беркутами и оленями, а тут и искусственный островок со сказочным замком-детсадом «Аққу», а рядом вырос замечательный Дворец дружбы и тут же площадь, отведенная для строительства православного храма, а далее по берегу крытый теннисный корт и пляж, к благоустройству которого приступили, здесь же будет возрожден яхт-клуб. Так что мечеть станет яркой достопримечательностью города, привлекая туристов, удачно вписавшись в этот перспективный уголок.

В десятом часу утра я уже растворился в трехтысячной массе горожан, а в 10 часов Верховный муфтий и аким области открывают мечеть. Около часа пришлось потоптаться в очереди, пока не попал внутрь здания. В главном зале все поражает своим великолепием. В свое время в качестве туриста побывал в Ташкенте, Фергане, Самарканде, Бухаре, Ашхабаде. И скажу: наша мечеть выглядит вполне достойно на фоне таких шедевров мирового зодчества как Геристан, Гур-Эмир, хотя сравнивать с ними, конечно, будет нескромно.

Чудесные люстры, высокохудожественное оформление с многочисленными орнаментами. На полах — ковры в несколько тысяч квадратных метров. Все дышит богоугодным великолепием. Благоприятное впечатление произвели и прекрасная столовая, а по соседству — зал для бракосочетаний. Здесь гораздо дешевле обойдутся асы и другие мероприятия. Все удобно и целесообразно. А само здание мечети с четырьмя минаретами и золочеными куполами стало подлинным украшением облика города.

А продолжу статью о самом важном. Новая мечеть станет не только украшением города и местом паломничества туристов — она станет и центром воспитания духовности населения.

Признаюсь, что в советские годы я был атеистом, но не воинствующим. Видимо, сказывались корни происхождения от крестьян Рязанской губернии. Мало того, скажу, что при всем глубоком преклонении перед Марксом, в душе я не мог разделить его утверждения, что религия — опиум для народа. Четыре года назад, хотя и с большим опозданием, мы с супругой приняли обряд крещения. В анкете книги «Акмолинская область в лицах» на вопрос — как вы относитесь к религии? — ответил: лояльно, только пусть священнослужители занимаются своим богоугодным делом -врачеванием человеческих душ, а не вмешиваются в политику.

По Конституциям Казахстан и Россия — светские государства и религия отделена от них. Каждому — свое. Врачевание человеческих душ — это великое благоугодное дело и здесь я усматриваю громадную роль религий.

В ближайшие месяцы я задумал написать цикл статей, вернуться к теме «О радостях и печалях родного Кокшетау» (так называлась моя статья, опубликованная в местной газете).

Какие они были за последние 15 лет? А почему за 15? Дело в том, что в девяностые годы я находился в состоянии глубокой депрессии и ничего не писал почти десять лет. Какое творчество: вечера и ночи в кромешной тьме из-за так называемых «веерных» отключений, страшное замерзание города в январе 1997 года, а тут еще и ликвидация области и постепенное превращение Кокшетау в глубокую провинцию. Но вот «забрезжил свет в конце тоннеля». В апреле 1999 года городу возвращают статус областного центра, правда, уже не Кокшетауской, а Акмолинской области. К тому же нам крупно повезло — акимом области назначается инициативный и вездесущий Сергей Витальевич Кулагин. И город пробуждается от спячки, а вместе с ним и я. Начались большие дела.

Так вместе с улицей Горького реконструируется и моя родная — Абая. На центральной площади торжественно отмечали день этой улицы, и мне, как ее жителю, предложили написать о том, каким я вижу улицу Абая. И 21 сентября 2000 года появляется в городской газете статья под таким названием (а мне уже тогда стукнуло 70 лет). Так началась моя «болдинская осень». За эти полтора десятка лет было напечатано более 50 моих статей, из них 9 или 10 посвящены проблемам города: «О радостях и печалях родного Кокшетау», «В Кокшетау собственной Копакабане быть» и др.

Пусть эта статья, в которой я поделился радостью для меня и всех горожан — открытием мечети — станет началом упомянутого цикла.

Владимир КОРЯБКИН, ветеран труда, патриот города.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

ЭССЕ

Небесное око Земли

«Небесным оком Земли» назвал Иссыккуль наш земляк, поэт Бахытжан Канапьянов. Высокогорное озеро, не замерзающее даже студеной зимой, сакральное место планеты, овеянное тайнами, легендами, притчами разных народов, прославленное в произведениях великого евразийца Чингиза Айтматова.

132-4-4

Иссык-куль — культурная прародина тюрков, живой источник исторической памяти кочевых народов Центральной Азии, точка пересечения многоликих культур и цивилизаций. Здесь, на берегах голубой жемчужины, создавался всемирно известный кыргызский эпос «Манас», записанный Шоканом Уалихановым.

Сюда, на берег благословенного высокогорного чуда, каждое лето устремляется моя душа. За что Иссык-куль называют морем?.. За соленые брызги на губах, за бирюзовую даль, которой нет конца, за неизменно виднеющийся на горизонте белый айтматовский пароход.

На рассвете Иссык-куль особенно хорош, идеальный, нежно ласкающий ступни теплый песок, тишина и неземной покой… Атам, по ту сторону озера, открывается великолепная панорама недостижимых величественных гор, покрытых вечными снегами, днем при свете солнца кажущихся миражом, слегка расплывающимся в воздушном мареве. Каждый август неделя счастья, когда ранним утром оробело вступаешь в священные воды Иссык-куля, дарующие силу, исцеляющие душу, приносящие телесное, физически ощущаемое наслаждение. Поклониться этой неповторимой голубой прозрачной чистоте, прося благословения…

У берега, где так светла вода, сквозь которую виден каждый камушек на песчаном дне, за которым так и норовишь потянуться — настолько притягивают эти отполированные волнами и временем вещественные доказательства того, что миллионы лет назад здесь был другой ландшафт и бушевал океан. А с борта теплохода обычно зелено-малахитовая вода кажется такой нестерпимой синевы, что поневоле запрокидывая голову, сравниваешь ее с небесной. Синяя крутизна Иссык-куля все приближается, и так хочется в ней раствориться, исчезнуть…

Однако наступает жаркий день, и по пляжу то и дело снуют почти черные от загара кыргызские дети, предлагающие медовую кукурузу, «воздушную вату», копченую рыбу, черешню, малину — все, что растет, ловится, изготовляется здесь, где живут в трудах праведных даже подростки, без устали добывающие сомы себе на пропитание. Поневоле задумываешься, как нелегко живется трудолюбивому и доброжелательному народу в краю, где работа есть далеко не у всех, да и то лишь в курортный сезон.

А в субботу знаменитая ярмарка в Чолпон-Ате, где есть все: от крупной смородины и горного меда, до такого же, как в казахском ауле терпко-душистого кумыса и соленого, и кислого курта. Чуйские дыни за копейки и абрикосы величиной с куриное яйцо, гроздья зеленоглазого винограда — это все там, на прилавках, где, как на всяком азиатском базаре, шумно, горласто, далеко от стерильности, но весело и зазывательно. Дешевизна продаваемых нарядов изумляет, качество тоже, и вдруг обнаруживаешь шедевры ручной работы, дивясь таланту и скромности мастеровых кыргызов: вырезанное по дереву изображение горного архара, миниатюрные войлочные коврики, изящные сувениры из кошмы, диковинные поделки из самоцветов.

О необычайной благодарности кыргызского народа памяти великого казахского писателя Мухтара Ауэзова говорит тот факт, что в Чолпон-Ате сумели сохранить его дом-музей, куда каждое лето наведывается с дарами в виде книг сын, известный культуролог и философ Мурат Ауэзов. После смерти Мухтара Омархановича летняя резиденция была передана в дар курортному городку, так любимому им при жизни. Самое интересное, что за домом, который долгие годы служил для писателя дачей, ухаживают две хрупкие старушки, исследовательницы творчества великого мастера литературы, причем они не только сами отапливают зимой ветшающий от времени домик, но и носят воду, ухаживают за деревьями, высаженными Ауэзовым, следят за порядком в цветниках. Бережно хранят здесь и богатейший книжный фонд дома-музея Ауэзова.

В наше рыночное время немногие способны столь самоотверженно воздавать дань памяти тому, кто первым открыл всесоюзному читателю новое имя в советской литературе, дал благословение тогда еще молодому начинающему писателю Чингизу Айтматову, прозрев в нем истинный талант. Напомню, что героем одного из са-мых знаменитых произведений Айтматова, романа «И дольше века длится день» стал казах Едиге, человек трудолюбивой души.

Казалось бы, на улице октябрьское ненастье, но осенью с тоской миришься, порывистый холодный ветер стучит в окно, зато как душу греет воспоминание о лете. И снова перед глазами встают сизо-зеленые горы, окружающие Иссык-куль, и те, далекие призрачные вершины с вечными снегами по ту сторону озера-моря, воплощение земного рая.

Когда налетает шквальный ветер, и высокие мощные волны выгоняют на берег любителей заплывать за буйки, озеро явственно дает почувствовать свой непокорный нрав. Тот самый, что напоминает: Иссык-куль — Земное око Тенгри. Зороастризм, тенгрианство, буддизм, несторианство, мусульманство приходило сюда и оседало в виде пещерных храмов, священных камней, ступ и деревянных идолов, святых источников, христианских монастырей, синагог, мечетей и церквей единым для всех напоминанием. Мы — дети одной планеты, небесным оком которой светит в ночи в окружении недостижимых вершин священный дар земной красы — высокогорное озеро Иссык-куль.
Алия АХЕТОВА.

***

Сырым РАХИМОВ,
член Союза писателей Казахстана.

АХ, НЕ ПЛАЧЬТЕ, БЕРЕЗЫ!

132-4-3

Лета было так много и мало,
Грустен вид у опавшей листвы.
Королевы осеннего бала,
Я сегодня грущу, как и вы.

Ах, не плачьте, не плачьте, березы,
Расставаясь с опавшей листвой.
Скоро вас приголубят морозы,
Под метелей тоскующий вой.

Кружева из снежинок пушистых
Вам подарит опять снегопад.
И под солнцем холодным, лучистым
Засияет ваш новый наряд.

КОКШЕТАУСКОЕ НЕБО ОСЕННЕЕ

Кокшетауское небо осеннее,
Я как тень твоего настроения;
То обложен весь серыми тучами,
То сравнимый с денёчками лучшими.

Словно вызов и будто прощение,
Моей жажды к стихам упоение.
Восприми, как поэта признания,
От тебя я впитал все познания.

И ночами порой журавлиными
Режешь душу мне птичьими клиньями.
Я терплю без обид и претензий
Эти боли, страданья поэзии.

Кокшетауское небо осеннее,
Я читаю тебя, как Есенина.
Ты акына Карима творение,
Кокшетауское небо осеннее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также