Кто кого не понял?
Предприниматель и монополист
Несмотря на то, что вопрос по 100-процентной предоплате за электроэнергию был решен, в региональную Палату предпринимателей продолжают поступать обращения с просьбой выяснить правомерность действий АО «АРЭК-Энергосбыт» и ТОО «Кокшетау ЭнергоЦентр» по истребованию 100 % предоплаты.
— Обязательства, к которым принуждают потребителей энергоснабжающие организации, полностью противоречат законодательству Республики Казахстан.
Согласно Гражданскому кодексу, а также Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РК, требование по предоплате за еще неиспользованную электрическую и тепловую энергию неуместно и является серьезным нарушением прав предпринимателей, — пояснила заместитель директора ПП Акмолинской области Валентина Геращенко. — Согласно ч.1 ст. 488 ГК РК оплата энергии по договору энергоснабжения производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с показателями приборов учета, т.е потребитель обязан своевременно оплачивать отпущенную, переданную и потребленную электрическую энергию. Так как электрическая энергия является одним из видов коммунальных услуг, необходимо учитывать требования Правил предоставления коммунальных услуг, а также Постановления Правительства № 255 от 18.03.2013 г., в которых указано, что оплата за коммунальные услуги должна производиться потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего после расчетного (то есть по факту оказанных услуг).
— Мы настоятельно рекомендуем всем предпринимателям заключить типовой договор электроснабжения. Энергоснабжающие организации обязаны заключать договор на электроснабжение в соответствии с ним. Он определяет, что потребитель, являющийся юридическим лицом, производит оплату за потребленную электрическую энергию, а порядок расчета за энергию определяется законодательством или соглашением сторон, — подчеркнула Валентина Геращенко.
На данный момент РПП направила соответствующие запросы в прокуратуру области, департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конуренции МНЭ РК по Акмолинской области по поводу проведения проверки законности действий энергоснабжающих организаций, сообщает пресс-служба РПП Акмолинской области.
Айна РАСУЛОВА.
***
Слухи, сплетни, дезинформация…
«Анекдот — это заведомо ложная информация? А басни? Ну, не может же сидеть ворона и держать в пасти кусочек сыра… Теперь: есть ли у нас какой—нибудь нормативно—правовой акт, отличающий фольклор, от заведомо ложной информации»?
«Заведомо ложная информация — это как? А, если человек думает, что это правда, тогда судить не будут?».
«Допустим, я верю, что земля плоская и пишу об этом в твиттере, теперь меня судить что ли за это?».
«Судить тоже по слухам и сплетням будут?».
Эти высказывания — только малая часть бурного обсуждения на интернетовских форумах, вызванного включением в Уголовный кодекс РК, вступившего в силу 1 января этого года, статьи 274, предусматривающей наказание за «распространение заведомо ложной информации».
Я выбрала достаточно грамотно сформулированные вопросы, в которых виден искренний интерес их авторов, но даже в них нам очевидно смешение понятий «слухи», «фольклор», «заблуждение», «ошибочное мнение», «сплетня» с понятием «заведомо ложная информация».
Поэтому давайте вначале разберемся с научными определениями этих терминов, а чуть позже подумаем над тем, почему именно сейчас возникла необходимость в этой статье Уголовного кодекса.
Феномен слухов социология и психология изучают буквально со времени возникновения этих наук. И чаще всего определяют их, как «неподтвержденную информацию, источник которой неизвестен». Или: «Слухи представляют собой известия, достоверность которых не установлена».
Слухи бывают разными и, наверное, у каждого из нас были моменты, когда и мы на какой-то период оказывались под их воздействием. Помните у Владимира Высоцкого: «Сколько слухов наши уши поражает. Сколько сплетен разъедает, словно моль. Ходят слухи, будто все подорожает, абсолютно, а особенно — поваренная соль». И неслись мы в магазины, запасаясь вещами, товарами, которые без проблем могли бы купить позже и в разумном количестве.
А вот, если мы смакуем и тем более намеренно распространяем подробности чьей-то личной жизни, то тем самым попадаем в категорию сплетников. Потому что «сплетня — это особая разновидность слухов, принимающая форму недостоверной, провокационной информации,
касающейся личной жизни известных людей». Если в обыкновенных слухах недостоверность объясняется учеными недостаточностью человеческого знания и заблуждениями, то в сплетнях во многих случаях уместно предполагать злой умысел.
Фольклор, к которому относятся предания, песни, частушки, анекдоты, песни, — это, как известно, народное творчество. Есть, конечно, исторические примеры того, что и безобидный анекдот карался печально известной 58-й статьей, но те времена канули в Лету. Сегодня за слухи, сплетни, некоторые анекдоты мы, в худшем случае, подвергнемся общественному осуждению, порицанию.
Буквально на днях в новостных лентах появилось следующее сообщение: «По факту распространения ложной информации о якобы смерти экс-министра обороны Серика Ахметова проводится проверка. В отношении лиц, распространивших в социальных сетях эту дезинформацию, будут приниматься меры, вплоть до привлечения к уголовной ответственности», — сообщили в департаменте по делам госслужбы и противодействию коррупции Карагандинской области».
А в конце июля прошлого года Национальный банк РК выступил с заявлением «В последние дни через различные средства коммуникаций (СМИ, интернет-сообщения, включая соцсети, CMC) стала распространяться не имеющая официальных подтверждений информация о якобы предстоящей девальвации национальной валюты. Данные сообщения спровоцировали определенный ажиотаж среди населения и создали угрозу дестабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке».
Думается, очевидно, что в обоих случаях речь идет не просто о слухах, сплетнях, не о невольном заблуждении, а о намеренной дезинформации, которая в словарях определяется, как «заведомо ложная информация, предоставляемая противнику или деловому партнеру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества…», «распространение искаженных или заведомо ложных сведений для достижения пропагандистских, военных (введение противника в заблуждение) или других целей».
И при внимательном прочтении 274-й статьи Уголовного кодекса РК, если даже мы далеки от юриспруденции, становится очевидным, что речь в ней идет именно о дезинформации, преследующей далеко не безобидные цели.
— Распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается, — с этих слов начинается формулировка статьи. Минимальное наказание — штраф в размере до одной тысячи МРП, либо исправительные работы, либо ограничение/лишение свободы на срок до одного года. За то же самое деяние, но в составе группы лиц по предварительному сговору, либо с использованием служебного положения или СМИ/коммуникационных сетей, наказание ужесточается. Штраф возрастает до пяти тысяч МРП, а лишиться свободы можно уже на срок от двух до пяти лет. Если же распространенная информация причинит кому-то крупный ущерб и приведет к тяжким последствиям, то размер штрафа вырастет до семи тысяч МРП, а срок лишения свободы составит от трех до 7 лет. В случаях, если за распространением заведомо ложной информации стоит преступная группа, либо преступление было совершено в условиях чрезвычайного положения или в боевой обстановке, или в военное время, либо при проведении публичных мероприятий, то закон еще более суров-лишение свободы от пяти до 10 лет.
Стоит обратить внимание и на то, что размещена статья в 10-й главе УК: «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка».
— Эта новая статья будет работать не только в случае распространения слухов, касающихся банковской системы, но и в случае распространения слухов, как это было в России перед Олимпиадой, когда говорили, что приняты не надлежащие меры безопасности. Также она будет работать в том случае, который имело место в Таразе, когда сказали, что прорвало плотину и население ночью, кто на чем, убегал из своих квартир. Вот в этих случаях, когда распространяются ложные слухи, и это влечет нарушение общественного порядка и безопасности, будет работать статья — говорил на брифинге в Службе центральных коммуникаций первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель. — Прогнозы и предположения, сделанные экспертами, под нормы данной статьи не подпадают.
Ключевые слова в этой статье УК — «заведомо» и «опасность нарушения общественного порядка». Именно заведомо, преднамеренно с целью посеять панику среди населения самых разных стран распространяют сегодня тревожащую всех информацию радикальные, террористические организации, находящиеся в непосредственной близости от Казахстана. Впрочем, при наличии интернета для информации границы любого государства весьма условны. При помощи CMC сегодня преднамеренно можно разорить своего конкурента, создать ажиотаж вокруг отдельных банков, дестабилизировать ситуацию в стране.
И появление статьи в казахстанском УК, предусматривающей наказание за такие попытки, является необходимой превентивной мерой, направленной на охрану нашего главного достояния — стабильности в обществе и доверия между людьми.
Нина МИТЧИНОВА.
Фотоколлаж Эдуарда ГИЗЗАТОВА.
***
Заявления по новым образцам
Как показывает практика, в 80% поступающих в органы внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, сведения сообщаются не в полном объеме.
Заявители зачастую не указывают свои полные анкетные данные, фактическое место проживания. Кроме того, обратившиеся не предупреждались об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по статье 351 Уголовного кодекса РК.
Вместе с тем полнота и достаточность сведений о совершенном или готовящемся преступлении (время, место и способ совершения преступления), предполагаемом преступнике (адрес проживания, внешние данные и особые приметы, возможные мотивы преступления), характере причиненного преступлением вреда (подробное описание полученных телесных повреждений, суммы ущерба, роли каждого преступника), вещественных доказательствах (одежда, предметы и следы, оставленные преступником, либо имеющие отношение к преступлению), свидетелях и очевидцах преступления (анкетные данные, адрес проживания), — все это вместе имеет большое значение для безотлагательного принятия законного решения о возбуждении уголовного дела, эффективности раскрытия и расследования преступлений.
С1 января 2015 года согласно вступившему в действие новому Уголовно-процессуальному кодексу РК, регистрация заявлений и сообщений об уголовном правонарушении будет осуществляться в Едином реестре (ЕРДР) и являться началом досудебного расследования. С новыми их образцами можно ознакомиться на веб-портале МВД РК и сайте ДВД Акмолинской области, а также в административных зданиях органов внутренних дел.
Эмилия РЕРИХ,
по информации штаба ДВД Акмолинской области.